Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Посещения и просмотры:

Яндекс.Метрика

Всего просмотров:

2987

(с 01.04.17 по 28.11.17)

За последнюю неделю: 114

Сознание. Рефлексия. Созерцание

 

Материалы

методологического симпозиума

Черногория, г. Будва

2-9 августа 2014 года

 

2014

 

УДК 159.9

ББК 88

А 40

 

 Сознание. Рефлексия. Созерцание: Материалы методологического симпозиума (2-9 августа 2014 года) / Анисимов О.С., Акопов Г.В., Акопян Л.С., Предисловие – Коршиковой Л.В. Самара: Издательство ВЕК#21, 2014. – 155 с.

 

 

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

в рамках проекта проведения научных исследований

«Созерцание в категориальной системе современной психологии: теоретические и прикладные аспекты»

№ 12-06-00595

 

 

ISBN 978-5-88293-283-5

 

© О.С. Анисимов, Г.В. Акопов, Л.С. Акопян, Л.В. Коршикова, 2014

© Издательство ВЕК#21

 

Содержание

 

Тематические направления, проблемные доклады, участники

4

 

 

Предисловие. Коршикова Л.В. Черногория как территория созерцания, рефлексии и осознания себя в Мире и Мира в себе.……………………………………………………………..

 

 

6

Анисимов О.С. Знаковые средства и структурирование внутреннего мира человека…………………………………..

 

11

Анисимов О.С. Сознание и рефлексия…………………………..

38

Акопов Г.В. Сознание человека в глобализирующемся мире

83

Акопов Г.В. Факторы контакта и свободы в объяснении явлений сознания……………………………………………….

 

94

Акопов Г.В. Созерцание как предмет психологических исследований…………………………………………………….

 

102

Акопов Г.В. Методологические основания концепта «созерцание» в современной психологии………………….

 

111

Акопов Г.В. Экспликация созерцания в современной парадигме психических состояний…………………………..

 

119

Акопян Л.С. Определение понятия «созерцание», опыта переживания и его роли в личностном самоопределении учащихся………………………………………………………….

 

 

138

Акопян Л.С. Атрибуция созерцания в возрастной ретроспекции студентов и ее соотношение с личностным самоопределением……………………………………………..

 

 

143

Визуальное отображение семинара………………………………

146

 

 

Тематические направления симпозиума

 

  1. 1.       Философские и психологические концепты сознания, рефлексии, созерцания.
  2. 2.       Типы знаний: сознательное, созерцательное и рефлексивное.
  3. 3.       Сущность и механизм рефлексии.
  4. 4.       Рефлексивные способности и решение типовых рефлексивных задач.
  5. 5.       Сущность и генезис сознания; роль языковых средств в рефлексивной самоорганизации.
  6. 6.       Деятельность и созерцание в контекстах присвоения культуры мышления.
  7. 7.       Технологическое оформление рефлексивных процессов и методология созерцания.

 

Проблемные доклады

 

Созерцание, как актуальная проблема современной психологии. Акопов Гарник Владимирович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ПГСГА.

Атрибуция созерцания в возрастной ретроспекции студентов и ее соотношение с личностным самоопределением. Акопян Любовь Суреновна – доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии ПГСГА.

Проблемы психологии и методологии в рамках цивилизационного подхода. Анисимов Олег Сергеевич – доктор психологических наук, профессор, академик РАНХиГС.

Интеграция российского сознания в русских образовательных школах славянского зарубежья. Коршикова Людмила Васильевна – координатор программ «Ассоциированных школ ЮНЕСКО по Самарской области, член корр. АПСН, отличник образования РФ.

Сохранение и развитие пушкинского наследия в процессах амплификации и распространения российского сознания. Веретников Владимир Николаевич – исполнительный директор Самарского музея А.С. Пушкина.


Участники

 

Акопов Гарник Владимирович – доктор психологических наук, профессор. действительный член Международной академии психологических наук и Международной академии акмеологических наук, член Президиума РПО, заслуженный деятель науки РФ, зав.кафедрой общей и социальной психологии ПГСГА, Россия, Самара.

Акопян Любовь Суреновна – доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии ПГСГА, Россия, Самара.

Андриянова Светлана Александровна – преподаватель математики и информатики в русской школе «Катюша», Черногория, Будва.

Анисимов Олег Сергеевич – доктор психологических наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, Лауреат премии Президента РФ в области образования, действительный член Международной            академии акмеологических наук, Академии социальных технологий и местного самоуправления, Русской секции Международной академии наук.

Быстрова Светлана Анатольевна – учитель начальных классов в русской школе «Катюша», Черногория, Будва.

Веретников Владимир Николаевич – исполнительный директор Самарского городского Пушкинского музея.

Коршикова Людмила Васильевна – координатор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» по Самарской области, член-корр. АПСН, отличник народного просвещения РФ, секретарь-референт СО РПО.

Красовская Ольга Анатольевна – зам.директора по УВР МБОУ гимназии № 1 г.о. Самара, школьный координатор ПАШ ЮНЕСКО.

Лаптева Надежда Ивановна – директор русской школы «Катюша», Черногория, Будва.

Лозовская Ольга Александровна – директор ГБОУ СОШ № 11 г.о. Кинель Самарской области.

Наянова Марина Венедиктовна – доктор экономических наук, профессор, ректор СГОАН, Россия, Самара.

Немцева Юлия Викторовна – зам. директора по УВР ГБОУ СОШ № 11 г.о. Кинель Самарской области, школьный координатор проекта ПАШ ЮНЕСКО.

Плешакова Лариса Владимировна – зам.директора по УВР МБОУ СОШ № 41 г.о. Самара, школьный координатор ПАШ ЮНЕСКО.

Салихова Екатерина Юрьевна – член Самарского Регионального Общественного Благотворительного Фонда «Культурное наследие».

Л.В. Коршикова

Черногория как территория

созерцания, рефлексии и осознания

себя в Мире и Мира в себе

 

«Кто не знает своего рода, тому закрыта дорога в рай»

Черногорская народная мудрость

 

В августе 2014 года в г. Будва, в Черногории состоялся Международный философско-методологический симпозиум «Сознание. Рефлексия. Созерцание». В составе участников симпозиума были ученые-психологи, руководители образовательных учреждений Ассоциированных школ ЮНЕСКО, школьные координаторы проекта ПАШ АШЮ. Все присутствующие на симпозиуме и особенно те, кто были впервые, очарованы страной, людьми, горами, морем и солнцем! Черногория была выбрана не случайно.

Историческая дорога Черногории – длиною в две тысячи лет. Но как современное государство она молода: в 2006 году восстановила свою свободу и независимость после распада Югославии. Черногория обозначена чистой зоной мира и выглядит как жемчужное обрамление Адриатического побережья. Лорд Джордж Байрон писал о Черногории: «В момент рождения нашей планеты самая прекрасная из встреч земли и моря произошла в Черногории, когда сеялись жемчужины природы, на эту землю пришлась целая пригоршня…».

Прекрасны и люди живущие здесь: красивые, удивительно доброжелательные и свободолюбивые. Особое расположение к русским объясняется не только родственными славянскими корнями, единой верой, но и общей историей борьбы за сохранение свободы и независимости наших народов.

200 лет сохраняются дипломатические отношения, в которых заложены взаимопонимание и взаимопомощь на рубежах сохранения мира. Есть юбилейная дата, более 300 лет тому назад, 4 марта 1711 года, русский царь Петр Первый и митрополит Черногории Данил Первый Петрович-Негош заключили договор о совместной борьбе против турецких захватчиков впоследствии это переросло в великую дружбу между нашими народами, объединенную верой и духовно-культурными связями.

Доказательство в единении наших народов подтвердилось и в общей борьбе против фашистских захватчиков в 1941-1945 годах двадцатого столетия. Мне, как самарскому координатору программ ЮНЕСКО АШЮ выпала честь и возможность с миротворческой миссией, в составе посольской делегации, встречать День Победы в Черногории. День Победы остается самым дорогим и почетным праздником в России и Черногории. Георгиевские ленточки. Как награды были на груди у шевствующих к памятнику Партизанам-горцам в столице Подгорице.

Есть еще одно важное пересечение в судьбе наших стран и народов: сохранение и развитие культурного наследия человечества и конечно языки, которые являются самым сильным инструментом нашего материального и духовного наследия. Эта деятельность не только способствует распространению родных языков, но и служит содействию языкового разнообразия и развитию знакомств с языковыми и культурными традициями, укрепляет солидарность, основанную на взаимопонимании и диалоге.

В городе Самаре работает крупный специалист по славянской теме, ученый с мировым именем. профессор Ю.П. Аншаков. Тема его научных исследований: «Роль конфессий в развитии межнациональных отношений Россия – Балканы – Поволжье».

Известен в славянских странах наш земляк, талантливый ученый и известный архитектор Ю.И. Харитонов. Он оказывает неоценимую помощь в восстановлении храмов, монастырей и других объектов мирового православного культурного наследия. На протяжении семи лет наша деятельность в области образования и воспитания русских детей в условиях зарубежья подтверждается Федеральным Законом «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом».

Целью создания в Черногории русских образовательных центров и школ для русских детей является объединение русской диаспоры и сотрудничество с местным населением Черногории в области образования и культуры. Так созданный в 2006 году центр русского языка и культуры «Возрождение» осуществляет приоритетную задачу в области продвижения русского языка и российского образования (директор Л.А. Шлыкова).

В центре создана и работает единственная на Будванской ривьере библиотека русской литературы с читальным залом, услугами которой пользуются граждане Черногории. На базе этого центра проводятся Международные литературные фестивали «Русские мифы» Это значительные события в литературной жизни России и Черногории, которые позволяют поднять на новый уровень дружественные и творческие контакты между писателями многих стран .Среди участников мероприятий были представители России, Черногории, Великобритании, США. Польши. Белоруссии, Эстонии.

При поддержке Федерального агентства «Россотрудничество» в Будве был открыт комплекс Русская школа-пансион и детский сад «Катюша» (Директор – Лаптева Н.И.) Воспитательные процессы в детском саду и обучение в школе проводятся на русском языке. Предметы и программа обучения соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту РФ.

Есть научная, образовательная и воспитательная связь Самарской государственной областной академии Наяновой (СГОАН) и негосударственной общеобразовательной русской школы «Катюша» в Будве. Партнерские отношения исходят из взаимного стремления дать качественное образование русским детям в условиях зарубежья.

Академия осуществляет общий контроль за качественной образовательной деятельностью на основе федеральных государственных стандартов в школе и проводит на своей территории (Самара, СГОАН) аттестацию выпускников (9-е и11-е классы) русской школы «Катюша». В каникулярное время русская школа «Катюша» для детей и молодежи организует выездные лингвистические и экологические лагеря отдыха. По просьбе директора русской школы «Катюша» из Самары были направлены для работы в школе два квалифицированных специалиста: Андриянова С.А. – преподаватель математики и информатики и Быстрова С.А. – учитель начальных классов. Этот факт подтверждает, что наша помощь – дело хорошее, нужное, полезное. Вот что пишут  о начале своей работы эти учителя: «…В школе «Катюша» мы устроились замечательно. Коллектив подобрался великолепный. Все доброжелательные, отзывчивые, хорошие профессионалы. Штат укомплектован. Дети в школе воспитанные, приходят с желанием учиться. Работать с ними одно удовольствие. Спасибо Вам, Людмила Васильевна, что предоставили нам такую возможность».

И конечно никак нельзя обойти вниманием культурные объекты – памятники, посвященные русским. В центре столицы – Подгорице есть памятники, искренне почитаемые черногорцами и приятно волнующие душу русского человека. Один из них – памятник Владимиру Высоцкому, который бывал в Черногории, любил эту страну и восхищался смелыми, свободолюбивыми черногорцами. Он изображен в гордом поэтическом порыве с гитарой и высеченными словами из его стихотворения:

«Мне одного рожденья мало –

Расти бы мне из двух корней!

Жаль, Черногория не стала

Второю родиной моей»

Интересный композиционный памятник Наталье Николаевне и Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь место проведения встреч, фестивалей и ежегодно отмечаемого 6 июня Международного дня русской поэзии в День рождения А.С. Пушкина.

Я еще многое могла бы рассказать о прекрасной стране Черногории, но спросим самих черногорцев, что они определяют как самое лучшее на своей родине. Вот их ответ: история, религия, традиции, природа, дороги, соседи, дети, персоны, все полезное, здоровье.

Таким образом, и мы выбрали Черногорию для серьезного разговора ученых. Мы не только учились, но и чувствовали, ощущали что такое сознание, рефлексия, созерцание в таком прекрасном черногорском окружении.