Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Посещения и просмотры:

Яндекс.Метрика

Всего просмотров:

2987

(с 01.04.17 по 28.11.17)

За последнюю неделю: 114

 

Диагностика созерцательного и деятельностного типов сознания[1]

Статья из сборника: Адаптация личности в современном мире. Выпуск 5. Саратов:Научная книга, 2012. С.51-55.

Т.В.Семенова

В социально-коммуникативной  парадигме психологии сознания «сознание и деятельность» (традиционная  для отечественной психологии дихотомия) рассматривается   в варианте «созерцание и деятельность». Созерцание выступает  дополнительной к деятельности категорией сознания (Акопов, 2010; Акопов, Семенова, 2010). В разрабатываемом нами «тесте преобладающего типа сознания» (ТПТС) идея дихотомии «созерцание - деятельность» позволяет на эмпирическом уровне выделять «созерцательный» (с преобладанием созерцания), «деятельностный» (с преобладанием деятельности), «критический» (и то, и то), «неопределенный» (становящийся, невыраженный) типы индивидуального сознания.

Тест состоит из трех частей («созерцание», «деятельность», «альтернативный выбор»). Первая часть составлена в духе «ассоциативного эксперимента», в котором информантам предлагается 22 словосочетания, на которые необходимо дать не просто словесные ассоциации, а определить в условных баллах (от 1 до 5) «живость ощущений», которые они вызывают. Возможный спектр индивидуальной чувствительности представлен всеми основными модальностями восприятия (например, визуальная модальность представлена словосочетанием «алая гвоздика», «портрет Пушкина» и др, аудиальная – «собачий лай», «шум дождя» и др., тактильная – «капли дождя на лице», «прикосновение к снегу и др.», вкусовая – «вкус соли», «вкус лимона» и др., ольфакторная – «запах сирени», «запах душистого мыла» и др., кинестетическая – «качание на качелях», «прощальный взмах руки» и др.). Кроме того, предлагается два варианта свободного субъективного выбора слов-стимулов по желанию респондента, которые он может ввести сам в дополнение к общему списку с целью отразить своеобразие своего типа чувствительности (это может быть, например, «мороженое» или «сигарета» в виде вкуса, запаха, цвета и пр. – это то, что человек любит и хорошо воспроизводит в виде ощущений). Основной перечень слов-стимулов отбирался в пилотажных экспериментах так, чтобы исключить неприятные («укол иглы», например) или амбивалентные ассоциативные ощущения («запах лука» и т.п.), чтобы максимально приблизить человека к созерцанию как состоянию сознания или воспоминанию о нем.  В наших ранее проведенных эмпирических исследованиях созерцания (Акопов, Семенова, 2012) из индивидуальных письменных отчетов было выявлено, что оно (созерцание)  представлено, в основном,  в виде «чувств», «ощущений», «переживаний» и связано с положительными эмоциями и состоянием «покоя». Это обстоятельство и послужило основанием для подбора слов-стимулов.

Вторая часть теста составлена по аналогии с первой, с той разницей, что в качестве стимульных словосочетаний предложены типы активности (деятельности), например, «петь», «играть в компьютерные игры», «гулять по улице» и др. В перечень из 22 видов активности включены приятные для большинства людей виды деятельности и исключены такие, которые  могут вызвать неприятные ощущения и спровоцировать лень (например, «мытье полов», «сдача экзаменов» и пр.). Список может быть дополнен каждым респондентом самостоятельно - двумя вариантами своих индивидуальных видов предпочитаемой активности (например,  «водить машину», «вышивать крестиком» и пр.). Свое отношение к каждому из 24 видов активности (деятельности) может быть выражено в условных баллах (от 1 до 5).

Третья часть теста моделирует ситуацию альтернативного выбора между «созерцанием» и «деятельностью» в одних и тех же обстоятельствах. Предлагается  22 варианта, в каждом из которых респондент может выбрать «созерцательный» (пассивный)  полюс и/или «деятельностный» (активный) полюс своего возможного поведения в предлагаемой ситуации. Например, «смотреть на костер (огонь)» и/или «разжигать костер, поддерживать горение (подкладывать поленья, разгребать угли палочкой, раздувать огонь…)»; «смотреть на закат» и/или «рисовать, фотографировать закат» и пр. Предоставляется возможность выбирать оба вида поведения (и активный, и пассивный), оценивая вероятность  в баллах (от 1 до 5). Кроме основного списка ситуаций сохранена возможность включения двух индивидуальных случаев.

Баллы суммируются по каждой части теста отдельно, в третьей части (в ситуации альтернативного выбора) баллы суммируются с учетом полюсов активности/пассивности. Таким образом, каждый респондент «набирает баллы» по созерцанию и деятельности сначала «по отдельности», затем «одновременно» - в ситуации выбора.

Подсчитывается общий суммарный балл «созерцательности» С=С1+С2, где  С1 – сумма баллов за созерцание из первой части теста («созерцание»), С2 – сумма баллов за созерцание из пассивного полюса третьей части теста; сумма баллов за деятельность Д=Д1+Д2, где , Д1 – сумма баллов за деятельность из второй части теста («деятельность»), Д2 – сумма баллов за деятельность из активного полюса третьей части теста. Кроме того вычисляются средние значения бальной оценки по каждой части (С1ср, Д1ср, С2ср, Д2ср), значения в пределах 0-1  считаются низкими, 2-3 средними, 4-5 высокими. На основе пилотажных эмпирических данных (33 студента факультета психологии) и теоретических обоснований видов созерцания (Акопов, 2011) выявлены основные  «преобладающие типы сознания»: 1) «созерцательный тип сознания» (С>Д) с преобладанием созерцательности по сравнению с деятельностной активностью; 2) «деятельностный тип сознания» (С<Д) с преобладанием деятельностной активности по сравнению с созерцательностью; 3) «критический тип сознания» (C=Д) с созерцательностью и деятельностной активностью, выраженными с равной степенью значимости; 4) «неопределенный тип сознания» (значения С и Д недостоверны) с преобладанием ошибок, пропусков, неоправданно-низкого (0-1балл) или недифференцированно-высокого (все оценки = 5 баллов) уровней бальной оценки, что может быть связано с низкой мотивацией, безответственностью, невнимательностью, неуверенностью и неспособностью выразить нюансы различий в индивидуальных проявлениях сознания.

В «созерцательном типе сознания» были выделены три подтипа, соответствующие трем типам созерцания: 1.1) «созерцательная лень» (Сл, при условии С1>Д1; С2>Д2) с преобладанием гармоничности, определенности и непротиворечивости в выражении собственного мнения; 1.2) «созерцательный сон» (Сс, при условиях С1>Д1; С2=Д2 или С1=Д1; С2>Д2) с преобладанием сомнений, неопределенностей; 1.3) «созерцательная активность» (Са, при условиях С1>Д1; С2<Д2 или С1< Д1; С2>Д2) с преобладанием противоречий, не выходящих за рамки созерцания, но и не приводящих однозначно к   преобладающей деятельности.  Типы созерцания были выделены нами ранее в совместных с Г.В.Акоповым теоретических изысканиях (Акопов, Семенова, 2012), связанных с выявлением особенностей проявлений индивидуального человеческого сознания на примере сравнения созерцания и лени. Г.В.Акоповым была предложена плодотворная идея искать аналогии в сфере поэтического сознания, на примере творчества трех поэтов – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Д.Г.Байрона. Отличия типов поэтического созерцания (сопровождающего поэтическую деятельность) проявляются в особенностях творчества поэтов, соизмеримых по уровню развития психики и значимости для культуры в целом. «Созерцательная лень» - это преобладающее состояние Пушкина, уход от действительности, нежелание действий, отказ от какой-либо активности, для того, чтобы войти в мир грез и насладиться им. «Созерцательный сон» - это преобладающее состояние Лермонтова, уход от внутренних противоречий, желание погрузиться в мечту, «забыться в райском сне». «Созерцательная активность» (или «деятельностное созерцание») - это  романтизм Байрона, желание действовать в согласии со своей волей, но не собственно деятельность. Теоретические логические конструкты, найденные интуитивно, на данном, теоретико-эмпирическом этапе исследований нашли свое операциональное выражение. Эмпирический материал, полученный с помощью описанного алгоритма, позволил наметить пути к разработке диагностического инструментария для выявления преобладающих типов сознания. Процентное соотношение выявленных типов следующее: 1)«созерцательный тип сознания» - 55%, в том числе  «созерцательная лень» - 9%, «созерцательный сон» - 12%, «созерцательная активность» - 33%; 2) «деятельностный тип сознания» - 21%, 3) «критический» - 12%, 4) «неопределенный» - 12%. С одной стороны, «созерцателей» больше, чем «деятелей» (55%), с другой стороны, если принять во внимание «деятельностное созерцание» как желание деятельности внутри созерцания и пограничное к самой деятельности, то вместе с явно-деятелями это составит почти половину (33+21=54%). Поэтому, с осторожностью можно предположить, что созерцательный тип сознания по частоте встречаемости соизмерим с деятельностным. Может быть, деятельностный тип сознания тяготеет к  трудоголизму, а созерцательный – к лени? Необходимы уточняющие исследования. Для выявления групповых различий в существующих типах сознания было проведено сравнительное исследование, в котором приняли участие молодые жители поселка Алексеевка Самарской области (20 человек). С помощью «Теста преобладающего типа сознания» (ТПТС) были получены следующие результаты: 1) «созерцательный тип сознания» - 60%, в том числе  «созерцательная лень» - 25%, «созерцательный сон» - 0%, «созерцательная активность» - 35%; 2) «деятельностный тип сознания» - 40%, 3) «критический» - 0%, 4) «неопределенный» - 0%. Некоторые «типы сознания» выявить не удалось. Основное соотношение между «созерцателями» и «деятелями» сохранилось (60% и 40%), с учетом пограничного положения «созерцательной активности» долю «деятелей» также можно увеличить (35+40=75%). Таким образом, можно предположить, что в поселке молодежь в большей мере активна и деятельна (75%), чем в городе (55%) и типология поселкового сознания менее дифференцирована, чем городского. Однако, с чем это связано в большей степени – с местом проживания, уровнем развития, особенностями социальной адаптации, личностными или групповыми характеристиками, – пока предположить  трудно. Необходима валидизация теста на различных выборках. В перечне диагностичекого инструментария современной психологии методик, так или иначе выявляющих какие-либо психологические различия по критерию «активность/пассивность» не так уж много. В качестве ближайшей аналогии можно рассматривать диагностику «мотива достижения успеха» и «мотива избегания неудач» (тесты Эллерса), а также проективную методику «Завершение суждения», выявляющую склонность к активному и созерцательному образу жизни, апробированную в дипломной работе К.Тысячиной, проведенной под руководством Г.В.Акопова, в которой изучались особенности представлений самарских студентов о феномене интуиции. С ее помощью было выявлено, что люди  созерцательного типа более склонны к переживанию интуиции, но соответствуют ли «люди созерцательного типа» «созерцательному типу сознания» (по критериям ТПТС) - пока не вполне ясно.

В наших теоретических исследованиях и эмпирических работах студентов изучаются различные аспекты близкого к созерцанию психологического феномена – лени (Акопов, Семенова, 2012; Семенова, 2012), а именно: лень  как состояние сознания, социальные представления о лени, лень как внутриличностный конфликт и защитная реакция организма, мотивационные, семантические и интрапсихические  аспекты лени, соотношение лени и созерцания и пр. На основании выявленных закономерностей можно предположить, что созерцание и деятельность – это основная дихотомия сознания, а лень – это ее «побочный продукт». Разные типы сознания порождают разные варианты поведения, а значит и разные стратегии адаптации человека в социуме. Можно говорить о созерцательной и деятельностностной стратегии адаптации, а также о неадаптационных типах сознания.

 

Библиографический список

 

Акопов Г.В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М., ИПРАН, 2010.

Акопов Г.В. Созерцание как предмет психологических исследований // Созерцание как современная научно-теоретическая  и прикладная проблема. Материалы Поволжского консолидирующего семинара. Самара, ПГСГА, 2011.

Акопов Г.В., Семенова Т.В. Сознание в актуальных измерениях: академический проект. Самара, ПГСГА, 2010.

Акопов Г.В., Семенова Т.В. Общее и особенное в состояниях созерцания и лени // Материалы 6 Российской конференции по экологической психологии. М., ПИ РАО, 2012.

Акопов Г.В.. Семенова Т.В. Созерцание: современное теоретико-эмпирическое исследование // Креативная экономика и социальные инновации, № 2 (2), 2012.

Семенова Т.В. Созерцание и лень // Материалы 4 Всероссийской конференции «Психология индивидуальности». М., НИУ ВШЭ, 2012.

 

 

 



[1] Исследование поддержано РГНФ, проект № 12-06-00595