Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Посещения и просмотры:

Яндекс.Метрика

Всего просмотров:

2987

(с 01.04.17 по 28.11.17)

За последнюю неделю: 114

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ (17.07.2017)

"ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: историческая неизбежность развития человечества?"

Предлагаются к обсуждению три точки зрения:

Бондаренко А.И. Психолого-педагогические аспекты формирования художественного сознания при изучении истории искусства// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №3(3), 2010. С.793-796

Акопов Г.В. Поэтическое сознание //Сознание и время: апология ментальности и поэтического сознания (Издание 2-е исправленное и дополненное).  –  Самара: Издательство ВЕК#21, 2013. С.64-108.

Торопова А.В. Феноменология интонирующей функции музыкально-языкового сознания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2017. 50 с.

Обсуждаемые вопросы:

Какова роль художественного сознания (имеются в виду все виды искусства – литература, музыка, хореография, театр, живопись и т.д.)

Зачем люди поют?...рисуют?...сочиняют стихи? Чем отличается обыденное, художественное, научное сознание? Что общего и разного в "художественном сознании" людей, занимающихся разными видами искусства? Правомерно ли выделение "музыкального сознания", "поэтического сознания", "сознания художников, ...архитекторов, ...дизайнеров, ...скульпторов"? А ...балерин, а ...режиссеров, а ...артистов? и.т.п.

Как соотносятся художественное и творческое сознание? Какова роль искусства в развитии человечества? Соизмеримо ли это с ролью сознания ? Если сознание - хранитель ценностных качественных характеристик, оценочных символов, ориентиров отбора ..., то искусство... породило определенный тип сознания? Искусство породило сознание или сознание породило искусство? (Исследуются закономерности и функции процесса интонирования как психического феномена, породившего языковые ветви сознания, в том числе музыку, пластику, поэзию...).

Что дальше? Возникнут новые виды искусства? Они породят новые типы сознания? 

 

Можно почитать:

 Бондаренко А.И. Искусство как жизнесохраняющий вид человеческой деятельности// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №3(2), 2010. С.514-518

Акопов Г.В. Духовность и культура // Сознание и время: апология ментальности и поэтического сознания (Издание 2-е исправленное и дополненное).  –  Самара: Издательство ВЕК#21, 2013. С.61-63

 Торопова А. В. Интонирующая природа психики. М.: ООО «Издательство Ритм», 2013.  340 с.  

 

_____________________________________________________________

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ (29.08.16)

 

"СОЗЕРЦАНИЕ как предмет психологических исследований"

Предлагаются к обсуждению темы двух лекций и результаты одного эмпирического исследования:

Акопов Г.В., Семенова Т.В. Созерцание как дополнительная к деятельности категория психологии. ЛЕКЦИЯ к курсу «Общая психология». Учебное пособие. Самара, ПГСГА, 2014. 52с. 

 

Рулина Т.К. Созерцание:  познание    категории. Учебное пособие к спецкурсу по истории психологии / под ред. Г.В. Акопова.  Самара. ПГСГА, 2013. 223 с. Фрагмент. С.7-53

 

 Семенова Т.В. ДЕСКРИПТОРЫ СОЗЕРЦАНИЯ // Проблема индивидуальности в современной психологии. Мат-лы Второй всероссийской н-пр. конф. Владивосток, Мор. Гос. Ун-т, 2012. С. 133-136.

 

Обсуждаемые вопросы:

 Чем понятие «созерцание» интересно современной науке?  Каково содержание дихотомии «деятельность – созерцание»? Какой базовой оппозиции современной психологии она приходит на смену? В чем заключаются различия мировоззренческих позиций относительно принципа единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева? К чему приводит дисбаланс деятельности и созерцания (трудоголизм, перфекционизм, прокрастинация, лень и пр.)? Только ли визуальная система является орудием созерцания? Какова связь созерцания и психических процессов (восприятия, воображения и др.)?  Чем состояние созерцания отличается от других состояний сознания (мистического состояния, интуиции, инсайта и др.)? В чем заключается сходство явлений, обозначаемых понятиями «медитация» и «созерцание»? Почему человек в отличие от животных «удваивает» реальность существования? Какое место в  психологическом удвоении реальности  занимает способность к созерцанию?

 

_________________________________________________________

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ (26.08.16)

 

"ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ: миф и реальность"

Предлагаются к обсуждению две публикации:

 

  Акопов Г.В., Давыдкина Л.В., Семенова Т.В. Ментальность как групповое сознание.  Самара: ПГСГА, 2015. 77 с.

 

Бакшутова Е.В. Групповое сознание российской интеллигенции. Самара : ПГСГА, 2015. 502 с. Фрагмент: С.12-41.

 

Обсуждаемые вопросы:

Существует ли реально "групповое сознание"? Кто или что является его носителем? Почему, зачем, как... сознание социально обусловлено? Есть ли принципиальная разница в определениях сознания индивидуального и сознания группового? Может ли у сознания быть структура? Какие модели сознания (структурные, функциональные, ризомные...) наиболее адекватны для описания сознания какой-либо социальной группы? Зависит ли структура (модель) сознания от типа (вида) самой группы? Чем групповое сознание отличается от общественного, коллективного? Как сопоставить "коллективное бессознательное" и " коллективное сознательное"? Можно ли говорить об уровне развития группового сознания? В чем заключается  различие группового сознания жителей города и групповое сознание российской интеллигенции? Что в них общего? Чем они отличаются от каких-либо других "групповых сознаний"? Что такое ментальность?

_________________________________________________________

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ (03.03.16)

"КОНТАКТ: психология и/или психотерапия"

Предлагаются к обсуждению три статьи:

 

Акопов Г.В. Сознание как коммуникация //АКОПОВ  Г.В. ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.:ИПРАН, 2010. С.164-169.

 

 Акопов Г.В., Семенова Т.В. ЧЕЛОВЕК И ВЕЩИ: ПСИХОЛОГИЯ КОНТАКТА // Креативная экономика и социальные инновации, 2012, № 1(2). С.11-26. 

 

 Погодин И.А. Контакт как средство диалоговой гештальт-терапии // Погодин И.А. Гештальт-подход: феноменологическая психотерапия контактом. Введение в диалоговую модель психотерапии.  Журнал практического психолога. Специальный выпуск. № 5, 2009. С. 46-61

 

Обсуждаемые вопросы:

Что каждый из нас понимает под КОНТАКТом? Контакт-  это минимально необходимое условие общения? Или определенная стадия и/или глубина общения? Что является  критерием установления контакта (наличие обратной связи?) Каковы речевые и невербальные признаки контакта? Каковы психологические моменты контакта (интенция, мотив, установка, направленность и т.д.)? Можно ли говорить об уровнях контактности? Чем отличается внешний контакт от внутреннего? Существует ли "граница контакта"? Зачем люди вступают в контакт? Какова его психотерапевтическая сущность? Как защититься от нежелаемого контакта? Возможен ли контакт  в обыденной жизни или это профессиональное поле деятельности психотерапевтов? Все ли люди способны к установлению контакта? В чем отличие общения-контакта от общения-коммуникации и чем эти виды общения отличаются от смыслового общения? В чем актуальность проблемы контакта?

 

_______________________________________________________

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ (02.02.16)

Рефлексия

"Другое сознание"

Предлагаются к обсуждению две статьи:

 

Акопов Г.В. Регулятивное сознание и прагматика Нового времени в решении религиозных, этно-национальных и правовых проблем (психологические аспекты) // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 4 (30), октябрь-декабрь. С. 53-58.

 

Дубровский Д.И. К вопросу о «другом сознании». Есть ли проявления сознания у людей, пребывающих в «вегетативном состоянии»? //Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты : материалы международной научной конференции, 15–17 октября 2015 г., Самара / под ред. Г.В. Акопова (отв. ред.), Е.Л. Чернышовой, С.Г. Ихсановой. – Самара : ПГСГА, 2015. С.24-31.

Обсуждаемые вопросы:

 

Каковы признаки или критерии наличия у здорового человека сознания? Какова роль коммуникации в проявлении сознания?  Как установить наличие или отсутствие субъективной реальности у другого существа? Как расшифровать «содержание» субъективной реальности  у другого человека? Есть ли субъективная реальность у животных?  В какой мере можно  опираться на «аргумент от аналогии» (сравнение со своими переживаниями, состояниями)? Каким образом личность отстаивает свое право сохранять «закрытым» свой субъективный внутренний мир и «открывать» его другим лишь по своей воле – избирательно и частично? Не приведет ли расшифровка мозгового нейродинамического кода психических явлений (задача, поставленная наукой вслед за расшифровкой генетического кода, которая в последнее десятилетие успешно решается) к новым этическим проблемам? Где и как можно будет применять полученные знания и освоенные практические возможности (мысленное управление протезами рук, инвалидной коляской и др.)? К чему может привести сокращение коммуникативного процесса за счет исключения из него моторных (преобразующих информацию) программ? Каковы перспективы развития Нейронета (мысленное управление компьютером и др.)? Как уменьшить риски новых технологий, возможно ли создание эффективных экспертных и санкционирующих механизмов их развития?

 

Можно почитать:

 

Ревонсуо А. Психология сознания: Питер; СПб; 2013.

Рамачандран В. С. Мозг рассказывает Что делает нас людьми. М.: Карьера Пресс, 2012.

Дубровский Д.И. Проблема "Сознание и мозг". Теоретическое решение. М.: Канон+, 2014.

_______________________________________________________________________

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КЛУБ

“ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ”

(СНК ПС)

 

Создан на факультете психологии Самарского государственного педагогического университета (ПГСГА) в 2007 году.

На заседаниях обсуждаются темы научных исследований студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, связанные с изучением проблемы сознания в психологии: различные теории сознания,  научные подходы к проблеме сознания в России и за рубежом, прикладные и практико-ориентированные проекты (созерцание как дополнительная к деятельности категория сознания, восприятие двойственных изображений, измененные и особые состояния сознания, феномен человеческой привлекательности, психология экстремизма, психология малого и большого бизнеса, техника фотовизуализации и фототерапия, ипотерапия, арттерапия, кинопсихология и пр.)

Ждем любопытных, любознательных, интересных и интересующихся наукой собеседников на совместных чаепитиях с беседами, конфетами и доброжелательным юмором!

С уважением, ведущие СНК:

Акопов Гарник Владимирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и  социальной психологии, декан факультета психологии Поволжского государственного социально-гуманитарного университета, академик Международной Академии Психологических Наук,

член Президиума Российского Психологического Общества (РПО), председатель Самарского Регионального Отделения РПО, заслуженный деятель науки России;

Семенова Татьяна Вениаминовна,  доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии.

Инициативная группа СНК:

Безуглов Андрей (выпускник,89192649832),

Попов Илья (студ., 89297014915),

Комаров Олег (асп., 89198088386),

Ким Ирина Олеговна (преп.), Мошура Настя (асп., 89276516713),

 Склярова Рина (студ.), Клочкова Оксана (студ.), Хечошвили Тамара (студ.),

Горбунова Оля (соиск.), Зайкина Света (студ.), Краснов Николай (студ.) и др.  

Контакты:
443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67, факультет психологии,

кафедра общей и социальной психологии, ауд.205 и/или 208.

Moshura_A@list.ru