Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Посещения и просмотры:

Яндекс.Метрика

Всего просмотров:

2987

(с 01.04.17 по 28.11.17)

За последнюю неделю: 114

 

Анкеты: Студенты , стажеры, специалисты о профессиональной подготовке

// Акопов Г.В., Архипова И.В. Диагностика профессионального сознания: методическая разработкадля студентов бакалавриата и магистратуры по направлениям: «Психология», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Социология образования», а также для аспирантов и др. исследователей/отв.ред. Т.В. Семенова. – Самара: ООО «Порто-принт», 2016.  С.26-36

 

Диагностика

профессионального сознания

(учебно-профессиональные установки)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТЫ:

Студенты, стажеры, специалисты о профессиональной подготовке (Автор Г.В. Акопов)

 

Анкета "Студенты о профессиональной подготовке"

(сокращенный вариант для всех вузов)

 

Уважаемые коллеги!

Просим Вас ответить на несколько вопросов, связанных с профессиональной подготовкой. Ваши ответы помогут усовершенствовать учебный процесс.

Внимательно прочитайте каждый вопрос и на отдельном листе, указав номер вопроса, запишите ответы. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.

Благодарим за участие!

1. Как Вы оцениваете подготовку к профессиональной деятельности, которую получаете в вузе? (очень хорошо, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

2. Что, по Вашему мнению, является главным в профессиональной подготовке?

З. Как Вы думаете, будут ли у Вас трудности в работе? (да, нет, не знаю).

4. Если трудности будут, то какие?

5. Изменилось ли Ваше мнение о профессии за время обучения в вузе? Что именно?

6. Как Вы думаете: а) каких профессионально важных качеств Вам недостает?; б) какие качества достаточно развиты?; в) от каких негативных качеств Вы хотели бы избавиться?

7. Удовлетворены ли Вы своей учебой? Почему?

8. Как Вы думаете, в каком направлении Вам нужно самостоятельно работать, чтобы стать профессионалом ?

9. Ваши замечания и предложения по совершенствованию профессиональной подготовки в институте.

10. Немного о себе: пол. возраст, специальность, профессиональные намерения (обязательно буду работать по специальности; скорее всего: возможно; еще не решил(а); не хотел(а) бы.

Еще раз благодарим Вас

 

Анкета "Студенты о профессиональной подготовке"

(закрытая анкета для всех вузов)

 

Уважаемые коллеги!

Вы завершаете один из этапов освоения профессии. Ваши знания и приобретенный опыт достаточны, чтобы высказать определенное мнение. Просим Вас ответить на несколько вопросов, связанных с профессиональной подготовкой. Ваши ответы очень важны для нас и помогут усовершенствовать учебный процесс. Внимательно прочитайте каждый вопрос, отвечайте последователь но, не пропуская вопросов.

Благодарим за участие!

1. Как Вы оцениваете подготовку к профессиональной деятельности, которую получаете в институте (университете)? Подчеркните нужный ответ: а) очень хорошо; б) хорошо; в) удовлетворительно: г) неудовлетворительно.

2. Что, по Вашему мнению, является главным в подготовке инженера? Выберите и подчеркните не более 3 ответов: а) теоретические знания по специальности, б) практика по специальности, в) общеинженерная подготовка; г) некоторые предметы гуманитарного цикла; д) умение самостоятельно работать; е) организация учебного процесса в вузе; ж) квалификация преподавателей и их умение работать со студентами; з) личные качества студента (желание, трудолюбие и т.д.); и) что-то другое (укажите, что именно).

З. Как Вы думаете, будут ли у Вас трудности в работе? а) да; б) нет; в)не знаю

4. Если трудности будут, то какие? Подчеркните нужный ответ: а) недостаточность знаний по специальности: б) недостаточность практических навыков; в) организационные; г) психологические (работа с людьми); д) личностные особенности (черты характера), е) другие (укажите, какие именно).

5. Изменилось ли Ваше мнение о профессии за время обучения в вузе? а) да; б) нет; в) не совсем

6. Если мнение о профессии изменилось, то что именно? Подчеркните нужный ответ: а) разочаровался в профессии; б) понял, что это интересная специальность; в) стал глубже понимать свою профессию: г) появился опыт и профессиональные навыки; д) что-то другое (укажите что)

7. Выберите из приведенного списка качеств те. которые, на Ваш взгляд, наиболее важны для профессии (подчеркните): а) знания по специальности; б) эрудиция и широкий кругозор; в) умение мыслить и самостоятельно принимать решения; г) организаторские способности, д) умение работать с людьми; е) выдержка; ж) самообладание; з) трудолюбие; и) инициатива; к)деловитость; л) самокритичность; м) настойчивость, н) аккуратность; о) воспитанность; п) ответственность; р) тактичность; с) умение быстро оценить ситуацию; т) другие (укажите какие).

8. Из выбранных Вами качеств отметьте те, которыми Вы обладаете (подчеркните дважды).

9. Выберите из ниже приведенного списка качеств (не более трех) те, которые могут помешать Вашей профессиональной деятельности: а) лень; б) вспыльчивость; в) неорганизованность; г) нерешительность; д) застенчивость; е) необщительность; ж) безответственность; з) легкомыслие; и) грубость; к) что-то другое (укажите, что именно)

10. Удовлетворены ли Вы своей учебой?: а) удовлетворен; б) не очень; в) неудовлетворен.

11. Если Вы не удовлетворены учебой, то укажите возможную причину в списке нижеследующих (подчеркните): а) ленюсь; б) не хватает времени; в) неинтересно; г) не понимаю преподаваемый материал; д) мог бы учиться лучше; е) занимаюсь не в меру своих способностей; ж) что-то другое (укажите, что именно)

12. Как Вы думаете, в каком направлении Вам нужно самостоятельно работать, чтобы стать профессионалом в своем деле (выберите не более трех): а) совершенствоваться в направлении узкой специализации; б) заниматься общеинженерной подготовкой; в) расширять свой кругозор; г) заниматься общетеоретической подготовкой; д) работать над собой, самосовершенствоваться; е) заниматься самообразованием; ж) что-то другое (укажите, что именно).

1З. Ваши замечания и предложения по совершенствованию профессиональной подготовки в вузе (выберите не более трех): а) повысить уровень преподавания; б) повысить требования к студентам; в) увеличить число практических и лабораторных занятий; г) усилить контроль за учебой студентов; д) увеличить время производственной практики, е) более гибко организовать учебный процесс; ж) что-то другое (укажите, что именно).

14. Ваши профессиональные намерения по окончании вуза: а) обязательно буду работать по своей специальности; б) скорее всего буду работать по своей специальности; в) возможно буду работать по своей специальности, г) еще не решил; д) не хотел бы.

15. Какие должности наиболее Вас привлекают?: а) мастер, б) бригадир; в) начальник цеха; г) начальник предприятия; д) инженер-технолог; е) инженер-конструктор; ж) главный механик; з) машинист (помощник машиниста); и) слесарь; к) что-то другое (укажите, что именно).

16. Немного о себе: а) пол; б) возраст; в) специальность, факультет, курс, вуз; г) время заполнения анкеты (месяц, год)

Еще раз благодарим Вас!

 

Анкета «Студенты о профессиональной подготовке»

(для педвузов) Вариант А - предлагается студентам

I, II, III курсов в конце учебного года

Уважаемые коллеги!

Просим Вас ответить на несколько вопросов, связанных с профессиональной подготовкой учителя. Ваши ответы помогут усовершенствовать учебный процесс.

Внимательно прочитайте вопрос и на отдельном листе, указав номер вопроса, запишите свои ответы. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов и по возможности конкретно.

Благодарим Вас за участие!

1. Как Вы оцениваете в целом подготовку к профессиональной деятельности учителя, которую получаете в вузе (очень хорошо, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)?

2. Что, по Вашему мнению, является главным в подготовке учителя?

3.На что еще нужно обратить внимание в подготовке учителя?

4. Как Вы думаете, будут ли у Вас трудности в работе (да, нет, не знаю)?

5. Если трудности будут, то каков, по Вашему мнению, характер этих трудностей (что именно)?

6. С какими трудностями в работе столкнутся Ваши сокурсники?

7. Изменилось ли Ваше представление о профессии учителя за время обучения в вузе (да, нет, не совсем)?

8. Если представление изменилось, то, что именно?

9. Как Вы думаете; а) каких профессионально значимых качеств Вам недостает?; б) какие качества достаточно развиты?; в) от каких Вы хотели бы избавиться?

10. Способствует ли атмосфера в учебной группе Вашему профессиональному росту, учебе (да, нет, затрудняюсь ответить)?

11. Как Вы объясняете такое влияние учебной группы?

12. Часто ли Вы обращаетесь за помощью к сокурсникам

(очень часто, часто, иногда, никогда)?

13. Всегда ли Вам помогают?

14. В чем состоит эта помощь?

15. Удовлетворены ли Вы своей учебой (вполне удовлетворен, удовлетворен, не очень, не удовлетворен)?

16. Чем объясняется Ваша оценка (вопрос 15)?

17. Как Вы думаете, в каком направлении Вам нужно работать, чтобы стать настоящим учителем?

18. Какие из учебных дисциплин, по Вашему мнению, следует: а) увеличить (объем часов); б) переработать; в) сократить; г) исключить?

19. Ваши замечания и предложения по совершенствованию подготовки учителя в вузе.

20. Ваш пол, возраст, специальность, профессиональные намерения (обязательно буду работать учителем, скорее всего, возможно, еще не решил(а), не хотел(а) бы, буду работать по другой специальности).

Еще раз благодарим Вас!

 

Анкета «Студенты о профессиональной подготовке (для педвузов)

Вариант Б - предлагается студентам

после педагогической практики

Уважаемые коллеги!

1. Как Вы оцениваете в целом подготовку к профессиональной деятельности учителя, которую получаете в институте (очень хорошо, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)?

2. Что, по Вашему мнению, является главным в подготовке учителя?

3. На что еще нужно обратить внимание в подготовке учителя?

4. Были ли у Вас трудности в работе во время педагогической практики?

5.Если трудности были, то, что именно?

6. С какими трудностями столкнулись Ваши сокурсники?

7. Изменилось ли Ваше представление о профессии учителя за время практики (да, нет, не совсем)?

8. Если представление изменилось, то в чем именно?

9. Как Вы думаете: а) каких профессионально значимых качеств Вам недостает?; б) какие качества достаточно развиты у Вас?; в) от каких Вы хотели бы избавиться?

10. Способствуют ли условия практики Вашему профессиональному росту (да, нет, затрудняюсь ответить)?

11. Как Вы объясняете такое влияние (вопрос 10)?

12. Часто ли Вы обращались за помощью к учителю, методисту, педагогу, психологу, сокурсникам (очень часто, часто, иногда, никогда)?

13. Всегда ли Вам помогали?

14. К кому Вы обращались чаще и в чем состояла помощь?

15. Удовлетворены ли Вы своей практикой (вполне удовлетворен, удовлетворен, не очень, не удовлетворен)?

16. Чем объясняется Ваша оценка (вопрос 15)?

17. Как Вы думаете, в каком направлении Вам нужно работать, чтобы стать учителем-мастером?

18. Какие из учебных дисциплин, по Вашему мнению, следует: а) увеличить (объем часов)?; "б) пере работать?; в ) сократить?; г) исключить?

19. Ваши замечания и предложения по совершенствованию подготовки учителя в вузе.

20. Ваш пол. возраст, специальность, профессиональные намерения (обязательно буду работать учителем, скорее всего, возможно, еще не решил(а); не хотел(а) бы, буду работать по другой профессии)

Еще раз благодарим Вас!

 

Анкета «Стажеры о профессиональной подготовке» (для педвузов) Вариант В - предлагается начинающим учителям после 1–2 лет работы в школе

 

Уважаемые коллеги!

1. Как Вы оцениваете в целом подготовку к профессиональной деятельности учителя, которую получили в вузе (очень хорошо, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)?

2. Что, по Вашему мнению, является главным в подготовке учителя?

З. На что еще нужно обратить внимание в подготовке учителя?

4. Есть ли трудности в Вашей работе?

5. Если есть, то, какие именно?

6. Как Вы думаете, есть ли трудности и какие именно в работе Ваших коллег?

7. Изменилось ли Ваше представление о профессии учителя за время работы в школе (да, нет, не совсем)?

8.Если представление изменилось, то в чем именно?

9. Как Вы думаете: а) каких профессионально значимых качеств Вам недостает?; б) какие качества достаточно развиты?; в) от каких Вы хотели бы избавиться?

10. Способствует ли атмосфера педагогического коллектива, в котором Вы работаете, Вашему профессиональному росту (да, нет, затрудняюсь ответить)?

11. Как Вы объясняете такое влияние коллектива?

12. Часто ли Вы обращаетесь за помощью к коллегам (очень часто, часто, иногда, никогда)?

13. Всегда ли Вам помогают?

14. В чем состоит эта помощь?

15. Удовлетворены ли Вы своей работой в школе (вполне удовлетворен, удовлетворен, не очень удовлетворен, не удовлетворен)?

16. Чем объясняется Ваша оценка (вопрос 15)?

17. Как Вы думаете, в каком направлении Вам нужно работать, чтобы стать ведущим (опытным) учителем?

18. Какие из преподававшихся в вузе учебных дисциплин: а) помогают Вам в работе?; б) оказались бесполезными?

19. Ваши замечания и предложения по совершенствованию подготовки учителя в вузе и повышению его квалификации.

20. Ваш пол. возраст, образование, специальность, преподаваемые предметы, стаж работы в школе, профессиональные намерения (останусь работать в школе, скорее всего, возможно, еще не решил (а), не хотел(а) бы, буду работать в другом месте)

Еще раз благодарим Вас!

 

Анкета «Студенты о себе и профессии» (для всех вузов)

                   Уважаемые коллеги!

Вы завершаете очередной этап освоения профессии. Ваши знания и приобретенный опыт достаточны, чтобы высказать определенное мнение. Просим Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы очень важны и помогут усовершенствовать учебный процесс.

Внимательно прочитайте каждый вопрос и на отдельном листе, указав номер вопроса, запишите свои ответы. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов. Благодарим за участие!

1. Прошло много времени, как Вы стали студентом. Это стало частью Вашей личности. Постарайтесь определить и записать, что для Вас означает сочетание “ я студент". Итак, Я студент - это значит…           .

  1а                    .

  1б                    .

  1в                    .

  1г                    .

  1д                    .

2. Вероятно, есть нечто объединяющее Вас с другими студентами вуза. Определите и запишите, как Вы понимаете сочетание “ Мы студенты"

  2а                    .

  2б                    .

  2в                    .

  2г                    .

  2д                    .

3. Наконец, как бы Вы продолжили предложение «Они не студенты»

  За                    .

  3б                    .

  Зв                    .

  3г                    .

  3д                    .

4. Представьте, что Вы познакомились с профессионалом в Вашей области. О чем бы Вы его спросили? Запишите Ваши вопросы

5. Представьте, что прошло много лет. Вы уже давно закончили вуз, работаете по специальности. Перед Вами вопросы (см.4). Постарайтесь ответить на них.

Еще раз благодарим Вас!

 

 

Анкета специалиста

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается комплекс вопросов, состоящий из  4-х блоков, преследующих цель получить необходимую информацию о системе работы в аналогичных учреждениях.

Ваши ответы будут использованы только в научных целях.

Свою фамилию указывать не обязательно.

Отвечайте последовательно, переходя к следующему блоку только после окончания работы с предыдущим и не пропуская вопросов

Благодарим за участие!

Ответы записывайте на отдельном листе, сохраняя нумерацию.

I

  1. Что, по Вашему мнению, является главным в Вашей работе?
  2. Есть ли трудности в Вашей работе?

3. Каковы эти трудности?

4. С какими трудностями Вы столкнулись в первые годы своей работы? (На этот вопрос отвечают специалисты со стажем работы более З-х лет).

5. Изменилось ли Ваше мнение о профессии за время работы? Что именно?

6. Как вы думаете: а) каких профессионально важных качеств Вам недостает? б) какие качества достаточно развиты? в) от каких негативных качеств вы хотели бы избавиться?

7. Способствует ли атмосфера в коллективе Вашей работе? Поясните.

8. Удовлетворены ли Вы своей работой? Поясните почему?

9. Какую оценку за свою работу Вы бы выставили себе в 10-ти балльной шкале: 1 ,2,3,4,5,6,7.8,9,10 (1 - самая низкая, 10 - самая высокая)

10. Как Вы думаете, в каком направлении Вам нужно работать над собой, чтобы добиться более высоких результатов?

11. Как вы видите себя и свою работу через 5 лет, 10 лет?

12. Ваши замечания и предложения по совершенствованию работы в аналогичных учреждениях.

Переходите ко II блоку

 

II

Ниже представлены некоторые профессиональные требования к работе специалиста:

а) Если Вы считаете необходимым дополнить этот список, то продолжите его.

б) Теперь постарайтесь выбрать из всего списка наиболее важное, по Вашему мнению, профессиональное требование и поставьте слева цифру 1; затем следующее по важности обозначьте цифрой 2 и т.д.

- Знание теоретических вопросов, связанных с профессиональной деятельностью специалиста.

- Знание методов практической профессиональной деятельности.

- Организационно-профессиональные умения.

- Знание психологии человеческих отношений в профессиональной деятельности.

- Умение взаимодействовать, общаться с подчиненными, коллегами.

· Личные качества специалиста (внимательность, ответственность и т.д.).

- Хорошие отношения с руководством и коллегами по работе.

- Творчество в работе.

- Постоянное самообразование в избранной профессиональной сфере.

- Возможность заниматься профессиональной деятельностью без ущерба для личной жизни.

- Другие (запишите).

III

Перепишите в порядке возрастания номеров все обозначенные направления работы (см. предыдущий блок) Например: 1. 6. 2. 7. 3. 8. 4. 9. 5. 10.     Теперь Вам необходимо сравнить эти аспекты (направления) работы между собой на особом бланке (форма 1) по признаку большей или меньшей их важности. Делается это следующим образом. Последовательно отрабатывается каждый столбец формы 1 (см. ниже) методом сравнения аспектов (направлений) работы, представленных в форме 1 своими номерами из списка. Из двух аспектов Вы выбираете тот, который считаете более важным в рассматриваемой паре и обводите кружком соответствующий номер. Так, если, например, в паре 1 2 Вы обводите кружком цифру 2 (т.е. получается 1 2), это значит, что для Вас более важным в работе является то направление, которое Вы в вашем списке обозначили цифрой 2. В противном случае Вы обводите кружком цифру 1 Можно обводить только одну цифру! Необходимо отработать все пары! Если сложно сделать выбор, доверьтесь первому побуждению.

 

Форма 1

Сравните направления (аспекты) профессиональной деятельности по критерию их большей или меньшей важности для Вас в процессе работы.

 

 

Форма 1

12

23

34

45

56

67

78

89

910

13

24

35

46

57

68

79

810

 

14

25

36

47

58

69

710

 

 

15

26

37

48

59

610

 

 

 

16

27

38

49

510

 

 

 

 

17

28

39

410

 

 

 

 

 

18

29

310

 

 

 

 

 

 

19

210

 

 

 

 

 

 

 

110

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

Заполнение формы 2 осуществляется так же, как и формы 1, только при одном отличии. В каждой паре выбирается и фиксируется (т.е. обводится кружком) тот аспект работы, который легче осуществляется Вами на практике, т.е. непосредственно в самой работе. Так, если в паре 1 2 Вы обвели кружком 1, то это означает, что Вам легче осуществлять на практике то направление, которое обозначено цифрой 1, по сравнению с тем, которое обозначено цифрой 2.

Форма 2

Сравните эти же направления с точки зрения их большей достижимости в Вашей работе.

Форма 2

1 2

2 3

3 4

4 5

5 6

6 7

78

8 9

9 10

1 3

2 4

3 5

4 6

5 7

6 8

79

8 10

 

1 4

2 5

3 6

4 7

5 8

6 9

710

 

 

1 5

2 6

3 7

4 8

5 9

6 10

 

 

 

1 6

2 7

3 8

4 9

5 10

 

 

 

 

1 7

2 8

3 9

4 10

 

 

 

 

 

1 8

2 9

3 10

 

 

 

 

 

 

1 9

2 10

 

 

 

 

 

 

 

1 10