Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Посещения и просмотры:

Яндекс.Метрика

Всего просмотров:

2987

(с 01.04.17 по 28.11.17)

За последнюю неделю: 114

 

УДК 159.9

 

© 2012 G.V.Akopov, T.V.Semenova (Samara)

 

 ЧЕЛОВЕК И ВЕЩИ: ПСИХОЛОГИЯ КОНТАКТА

THE PERSON AND THINGS: CONTACT PSYCHOLOGY

Статья из сборника: Креативная экономика и социальные инновации, 2012, № 1(2). С.11-26. 

В статье анализируется понятие «контакт» с точки зрения социально-коммуникативной парадигмы психологии сознания. Эмпирические данные позволяют дифференцировать отличия субъект-субъектных (человек-человек) и субъект-объектных (человек-вещь) контактов. Психологический контекст позволяет выявить  следующую вариативность  исследовательской направленности: предметно-содержательная с ее доминирующими составляющими (когнитивная, аффективная, конатативная); процессуальная с последовательными или спорадическими фиксациями «вхождения», становления, предшествования, постсостояния и др.; артефактуальная (прямой-опосредствованный контакт, вербальный-невербальный и др.); оценочная (позитивная установка, негативная, амбивалентная, нейтральная); предопределенная (контакт воздействия, сопереживания, созерцания и др.).

 

In article the concept "contact" from the point of view of a socially-communicative paradigm of psychology of consciousness is analyzed. The empirical data allows to differentiate differences the subject-subject (person-person) and the subject-objective (person-thing) of contacts. The psychological context allows to reveal the following variability of a research orientation: in detail-substantial with its dominating components (cognitive, affective, bexavior); remedial with consecutive or sporadic fixings of "occurrence", formation, precedence, a postcondition, etc.; artefacte (direct-oposredstvovannyj contact, verbal-nonverbal, etc.); estimated (positive installation, negative, ambivalent, neutral); predetermined (contact of influence, empathy, contemplation, etc.).

  

Термин «контакт» в психологии подразумевает фазу предшествования или  начало общения (взаимодействия), предполагающие его развитие. В академическом варианте [1;2] при развитии общения контакт неизбежно перерождается в коммуникацию (информационный обмен), а психотерапевтический взгляд [3] акцентирует внимание на развитии самого контакта, на психологическом взаимодействии, обмене, диалоге, которые приводят к изменению самой ситуации контакта или ее восприятия, оценки и актуализации процессов рефлексии, самооценки, взаимооценки и т.д., и, в конечном итоге, индуцирования новых смыслов.

I. Особенности субъект-субъектных контактов

Может ли обыденное сознание выделить и описать «состояние контакта», отслоив или дифференцировав его от многих других состояний?

Проективный материал, полученный в результате тематического опроса самарских студентов-психологов (50 человек, девушки), которым было предложено, отвечая на вопросы анкеты, высказать свое мнение по поводу «контакта» как своеобразного состояния сознания, в котором люди иногда пребывают в повседневной жизни. На момент опроса студенты не были знакомы ни с академической, ни с психотерапевтической теорией «контакта».

В качестве стимула к самораскрытию предлагалась подсказка следующего содержания: «…В обыденном понимании контакт – это феномен, описывающий разговор двух и более людей. Однако, часто можно наблюдать ситуацию, когда люди разговаривают, но «внутренне» не присутствуют в этом разговоре. При этом текст говорящих не адресуется лично друг другу.…Наверное, и вы иногда «ощущали своей кожей», что кто-то обращается лично к вам; при этом у вас возникают переживания, которые трудно передать словами, но которые ясно дают вам понять, что сейчас вы лично присутствуете в жизни этого человека. И наоборот, иногда вы все той же «кожей» ощущаете, что человек напротив, говорящий с вами, произносит слова не для вас, а самому себе или просто в пространство вокруг. Эти две ситуации, равно как и ощущения, их сопровождающие, один раз пережив, спутать в дальнейшем невозможно…». В позитивном плане можно отметить тот факт, что никто из  студентов не отказался от участия в опросе и не высказал недоумения по поводу его темы.

Состояние «контакта» людьми дифференцируется и они преимущественно охотно делятся своими впечатлениями. «Испытывали ли вы состояние контакта?» - «да» ответили все респонденты. В содержательном описании состояния мнения разнились. Прежде всего, они отличались по критерию активности субъекта. Большинство опрошенных имели в виду свою (а не партнера по общению) активность, свое (а не его) присоединение к человеку с альтруистической целью – «желанием помочь»,  и в большинстве случаев это сопровождалось приятными ощущениями и эмоциями («участие в жизни другого», «небезразличие к его жизни» и пр.). Встретилось и обратное, но более редкое мнение – пассивное ожидание контакта («хочется быть понятым», «есть люди, которые могут ввести нас в состояние контакта»). Еще реже описывались случаи преобладающей активности партнера по общению,  когда контакт был навязан и это не вызвало приятных эмоций («ощущение того, что кто-то копается у тебя внутри», «хотелось закрыть себя от другого», «неготовность к разговору»), или ощущение себя объектом контакта просто констатировалось («человек в тебе заинтересован, ощущаешь взгляд на себе»).

Многие подчеркивали, что истинный контакт возможен при взаимном интересе и взаимных усилиях («мне необходим телесный контакт, дружеское объятие, например», «это состояние единства»), имея в виду, по-видимому,  потребность в невербальных (взаимных телесных) подкреплениях контакта («должно быть двустороннее желание пережить момент жизни контактирующего с Вами человека», «это переживание эмоций и настроения другого человека», «это когда невербально один человек доносит до другого какую-то информацию, второй же чувствует обращение к себе, сосредоточивается на потоке входящей информации и устанавливается рефлексия»). Иногда  потребность в контакте выражена в групповой, но уже виртуальной вариации («бывает какой-то коллективный контакт, с преподавателем, например», «все участники контакта думают в унисон»), а также в виде аутоконтакта («контакт со своим внутренним Я»). Наиболее редко встречающееся мнение выражает возможность безличного контакта: «мысли направлены не к человеку, а в пространство», «мысли вслух, но они не имеют отношения к собеседнику». Описана ситуация, когда контакт (как внутреннее состояние) мешал вступить в разговор и начать общение («трудно оторваться от своих мыслей»), один из видов контакта описан через его избыточность: «в контакте с человеком я уже не обращаю внимания на происходящие вещи вокруг меня», сомнение в пользе контакта сформулировано так: «контакт подразумевает в какой-то степени уход от здравого смысла, а это не всегда полезно и умно», «состояние, когда не замечаешь людей вокруг и сколько сейчас времени». Встречается мнение, что целью контакта является передача информации («контакт направлен на подачу какой-то информации», «вызван выяснением какой-то проблемы», «контакт – это быстрая передача информации»). Встретился случай описания ситуации «неконтакта»: «я ему рассказываю свою ситуацию, а он просто слушает и не понимает, ему главное – сделать вид». Редкое мнение относительно глубины контакта: «контакт – это поверхностное общение, не вызывающее сильных эмоций, просто поздороваться, например», «контакт – это непродолжительный разговор второпях». Нетипичный вариант: «контакт не является общением двух людей, это монолог каждой из нас двоих, но при этом каждая из нас чувствует непосредственное участие в жизни – в моей и в ее».

Наиболее типичными словами при описании приятных переживаний контакта можно считать «связь», «сочувствие», «сопереживание», «интерес», «симпатия», «чувство родства», «удовольствие», «радость». Реже встречающееся мнение, связанное с неприятными переживаниями – «возмущение», «тревога», «страх сказать что-то не так», «волнение за собеседника, ступор», «тяжело лично присутствовать в жизни другого», «трудно выходить из контакта, как будто что-то обрывается».

Можно зафиксировать познавательную интенцию контактирующих– как попытку понять «что это?» посредством рассуждений («это система, замкнутая на самой себе», «это состояние прямого понимания»), аффективно-чувственный компонент – описание самих ощущений и чувств с помощью метафорических сравнений («ударило током», «мурашки побежали по телу», «как будто слились духовно», «находились на одной волне»), поведенческий компонент – перечисление возможных действий (желание слушать, понимать, стремление помочь советом, возможность предвосхищать ответы собеседника, общаться до бесконечности, «ждешь чего-то хорошего и оно приходит», «контакт – это живое взаимодействие»).

Вопрос о продолжительности («Как долго состояние длится?») позволяет выделить диапазон от «секунд» до «нескольких дней»; встречаются и определенные временные ощущения – «20 минут», «5-7 часов», и неопределенные - «практически постоянно», «несколько секунд», «в зависимости от длительности контакта».

Детерминационные характеристики («Чем состояние вызвано?»)трудно дифференцировать в высказываниях, так как в них зачастую продолжаются описания самого состояния, разного рода рассуждения по поводу причин и последствий, временных и пространственных ощущений. Можно предположить, что этот вопрос  спровоцировал, в том числе, и ответы типа «с чем связано», или «что этому способствовало», например: «мог сделать что-то не так в отношении этого человека», «одинаковый склад ума», «одни и те же мысли по конкретному вопросу», «эмпатия, интуиция», «связано с энергетикой человека», «связано с уровнем развития, самопознанием и духовностью», «вызвано настоящим чувством к человеку», «голосом человека, отношением к нему», «интересом, если тема не значима, трудно достичь этого состояния». Дважды высказано мнение, что «контакт вызывается каким-то конфликтом», возможно, это связано с отсутствием контекстного единства.

В ответах на вопрос о сравнении состояния контакта с состоянием творческого вдохновения (озарения) разница в них была замечена чаще и она заключалась в том, что «вдохновение наступает внезапно, дает легкость, а контакт дается не всегда легко и приводит к долгому осмыслению», «вдохновение кратковременно, контакт продолжителен», «вдохновение рождается внутри и выходит наружу, а контакт – снаружи внутрь».  Черты сходства найдены в следующем: «наступает прояснение сознания», «слово может превратиться в пламя», «схожи своей непредсказуемостью», «и там, и там требуется некий выплеск энергии», «это близкие состояния, так как творчество – это процесс контакта с самим собой», «контакт может на многое вдохновить», «общее – это удовольствие», «после контакта с некоторыми людьми хочется писать стихи, песни или картины, или выражаться в фотографиях».

«Различны ли состояния контакта и задумчивости?» - на этот вопрос ответы также неоднозначны. При кажущейся очевидности («нет») ее подтверждают примерами («в состоянии контакта человек стремится быть с собеседником, а при задумчивости – с самим собой», «у контакта есть своя тематика, а задумчивость более неопределенна», «контакт – это разговор, задумчивость происходит без разговоров»). Встречаются и поиски общих черт: «похожи состояние задумчивости и состояние постконтакта», «контакт заставляет задуматься», «в контакте, как и при задумчивости, не обращаешь на многое внимание».

На вопрос «С какими состояниями сравнимо состояние контакта?» перечисляются следующие состояния: «состояние новизны», «состояние спокойствия младенца в утробе матери», «любовь», «общение без слов», «состояние поиска», «состояние неяркой эйфории», «состояние медитативной расслабленности», «либо всплеск адреналина, либо полная релаксация», «ощущение, что вас кто-то вспоминает и вы чувствуете это», «воспоминание», «концентрация внимания», «альтруизм», единичное мнение – «агрессия».

«Можно ли вызвать состояние контакта по своему желанию?». Ответ «Да» поясняется следующим образом: «при наличии второй стороны», «можно добиться контакта, было бы желание найти общее», необходимо «заговорить, дотронуться, встретиться взглядом, поделиться своей жизнью», «я могу вызвать это состояние, если подумаю о каком-либо мне знакомом человеке». Ответ «Нет» можно проиллюстрировать следующими комментариями: «оно возникает само», «некоторые люди умеют вызывать это состояние, в то время как другие приходят к нему спонтанно», «зависит от того, умеет ли человек владеть собой».

Вопрос «Что способствует контакту – одиночество или жизнь, наполненная событиями?» собрал следующие мнения: «жизнь, наполненная событиями» в ответах встречается чаще, в меньшей степени акцентировано «одиночество» («одиночество дает толчок для установления контактов»), встречается мнение «чередования одиночества и насыщенной жизни». Редкое мнение: «это не зависит от образа жизни, скорее - от самовоспитания и черт личности».

Все участники опроса согласились с тем, что контакт возможен в повседневной жизни людей и доступен практически всем; уточнения связаны с  понятием «творчества» («с творческим человеком контакт интереснее и познавательнее», «талантливые люди легче достигают этого состояния», «творческие чаще переживают контакт»), с возможностью  развивать способности и обучать контакту (по мнению респондентов, необходимо: «больше общаться»,  «возможно, осваивать «технику слушания»», «узнавать больше нового», «быть среди людей и анализировать их действия», «чаще находиться в состоянии контакта»). Редко, но встречается мнение, что «способности к контакту развить нельзя, так как это – черта характера».

 «Пробуждающие вопросы» не анализировались («Вас ничто не тревожит сейчас?», «Что Вы сейчас хотите?» и пр.), целью их включения в опрос была поддержка интереса к процессу опроса и улучшение самочувствия. Привлекли внимание откровения типа «Я сейчас нахожусь в контакте» или «Я заново пережила состояние контакта», подчеркивающие тот факт, что ранее пережитые состояния контакта воспроизводимы вновь.

II. Специфика субъект-объектных контактов

В аналогичной выборке студентам-психологам (46 человек, девушки) было предложено рассмотреть какую-либо вещь в качестве объекта контакта и высказать свои соображения в целом о проблеме взаимодействия людей с вещами. Что это за состояние – «быть в контакте» -  не с живым существом, а с вещью, или «миром вещей»? В качестве стимула была выбрана подсказка следующего содержания: «Нас окружают вещи, о которых мы мало что знаем или знаем очень много. Мы видим их каждый день, включаем и выключаем, эксплуатируем, коллекционируем, даже влюбляемся в них, – но совершаем все это привычно, некритически, механически. Если к вещи относиться как к предмету человеческой страсти, знаку, образу, культурному событию, то это порождает ряд любопытных вопросов. Опишите, пожалуйста, свое отношение к каким-либо вещам в терминологии «психологии контакта» (психологического взаимодействия)».

На вопрос «Испытывали ли вы состояние контакта?» - «да» ответили почти все, кто согласился его описывать. Единичное мнение: «если рассматривать контакт как привязанность, зависимость, то нет, я не хотела бы зависеть от вещей».

При описании состояния разница во мнениях и способах  выражения заключалась в следующем: «состояния и переживания, связанные с какой-либо вещью,  определялись той сферой бытия, где символом или знаком была какая-либо вещь, которая обозначала ситуацию или подтверждала какой-либо факт», «мне импонирует состояние превосходства над другими людьми, у которых  такой вещи нет», «чувствую погружение, веду диалог», «чувствую, что соприкасаюсь с другим миром», «во время рисования полезен контакт с изображаемой действительностью», «это состояние полного довольства», «ощущение, что данная вещь нужна», «я постоянно смотрю на этот предмет, кручу в руках, восхищаюсь, интересуюсь», «это приятное, теплое ощущение, чувство «согреваемости, чувство, что ты нужен этому предмету и я нуждаюсь в нем», «мир вещей – это мы», «когда грустное настроение, эта вещь поднимает его», «есть такие вещи, с которыми тяжело расстаться, а когда вещь со мной – на душе спокойно, весело», «есть такие вещи, которые связаны с некоторыми воспоминаниями», «состояние контакта – это привычка, механическое взаимодействие», «когда вещью не пользуешься, а выбросить жалко», «контакт может быть и с материальной вещью, и с модальным объектом, и с живым организмом», «иногда контакт приятен, иногда нет, он может совсем не вызывать эмоций».  В перечне конкретных вещей указаны: игрушка (мягкая), любимая кофта, книга, цветы, компьютер, еда, телевизор, Интернет, ноутбук, сотовый телефон. Из игрушек чаще упоминается медведь.

 Среди приятных переживаний выделены следующие: «комфорт», «спокойствие», «расслабленность», «раскрепощенность», «удобство», «тепло», «эмоциональный подъем», «радость», «интерес», «вовлеченность», «воспоминания, ностальгия».

Редко встречаются мнения, связанные с неприятными переживаниями: «вещь мне неприятна, но не иметь ее нельзя», «страх», «истерика», «отчаяние».

Предметно - содержательный спектр доминирующих составляющих в описаниях контакта выглядит следующим образом:

- когнитивный  компонент -  рассуждения («вещи окружают нас каждый день, контакт с ними необходим для комфортного существования», «пока нет контакта с вещью, не возможно сделать правильный выбор», «вещи значительно облегчают жизнедеятельность», «хорошая вещь является продолжением человеческого разума»);

- аффективно-чувственный компонент («чувствую погружение»,  «гладкая, мягкая, радующая своим цветом», «состояние трогательности, детства», «если человек голоден и  наконец-то ест»);

- поведенческий компонент («я разговариваю с цветами, компьютером, едой», «веду мысленный диалог», «смотрю с улыбкой», «могу избить или плакать ему в плечо – про медведя», «хочется обнять, погладить»).

В целом положительное отношение  к миру вещей («я одобряю развитие общества в данном направлении») сопровождается тревогой, связанной с их избыточностью («главное, чтобы развитие мира не привело к полной автоматизации самого мира и появлению роботов вместо людей»).

При определении временного диапазона чаще встречаются  неопределенные  ощущения – «долго», «не долго», «периодически», «пока держу в руках», «ночь», «весь день»; встречается и конкретика: «3 месяца», «минут 10», «15-30 минут».

Вопрос «Чем состояние вызвано?»  («с чем связано»,  или «что этому способствовало») собрал следующие мнения: «прикосновение», «взгляд», «скука», «сон», «желание обладать данной вещью», «приятные воспоминания», «история, с которой связана вещь», «индивидуальные особенности моего характера», «склонность человека познавать окружающее посредством ощущений», «стремление придать черты человека вещам и явлениям», «имеют место приписывания, проецирование», «общая атмосфера, уют», «мода», «политический строй», «социальные факторы». Встречается мнение, что состояние контакта с вещью связано с «нехваткой положительных эмоций», вызвано «отсутствием человека, с которым можно поговорить».

Черты  различия с состоянием творческого вдохновения (озарения) замечались чаще, они найдены в следующем: «состояние контакта возникает при непосредственном взаимодействии с вещью, а творческое вдохновение возникает вне зависимости от взаимодействия с каким-либо предметом», «творческое озарение направлено на решение новой проблемы, а контакт происходит каждый день», «контакт – это постоянные или длительные отношения, а вдохновение – это некая одержимость и она временна», «творческое вдохновение не связано ни с какой вещью, оно связано с межличностными взаимоотношениями – стихи, танец». Встречается мнение, что связи нет никакой. 

Сходства иногда все же замечались: «отчасти, вдохновение может придти от контакта», «некоторые вещи могут своим видом создавать в воображении художника некие образы», «у каждого человека с каждой вещью есть ассоциация», «для создания некой вещи часто используется вдохновение».

  «Различны ли состояния контакта и задумчивости?» - на этот вопрос преобладает ответ «да». Те, кто нашли различия,  поясняют это так: «при контакте с вещью не обязательно размышлять о чем-либо», «задумчивость – это мечты о чем-то, а контакт – это эмоции от прямых прикосновений», «задумчивость – это погружение в себя, действие направлено во внутрь, а контакт – это взаимодействие с внешней средой», «в задумчивости мысли могут быть оторваны от реальности, контакт  происходит с реальной вещью», «контакт – это соприкосновение, а задумчивость – это мысль в себе», «контакт – это взаимодействие, а задумчивость – это нахождение с самим собой», «состояние контакта непроизвольно».

Связь с задумчивостью иногда все же усматривалась: «контакт может приводить к задумчивости», «состояние контакта – это концентрация на каком-либо взаимодействии, а задумчивость – это конкретная мысль, имеющая узкое направление», «иногда задумываешься, вспоминая что-либо, прикасаясь к той или иной вещи», «с помощью контакта с вещью можно отвлечься от мыслей и затем по-новому взглянуть на проблему», «можно взаимодействовать с какой-то вещью, чтобы отвлечься от мыслей или наоборот, чтобы задуматься о чем-то». Интересный своей амбивалентностью ответ: «это параллельные состояния».

В ответах на вопрос «С какими состояниями сравнимо состояние контакта?» чаще называются состояния медитации, успокоения, релаксации, удовольствия, удовлетворения, уверенности в себе, но встречаются и следующие мнения: «напоминает общение», «контакт в общении – это одно, а контакт с вещью – это другое», «состояние нужды в чем-то», «это нечто особенное, интимное, что хранит тайну феноменальных отношений человека и вещи», «похоже на отношение со значимым для меня человеком», «состояние доверия», «ощущение, восприятие, осознание, вкус», «увлеченное занятие», «созерцание, спокойствие, удобство», «гипноз, отключение реальности», «состояние при занятиях йогой – «недыхание».

Ответ «Да» на вопрос «Можно ли вызвать состояние контакта по своему желанию?» -  более очевиден («прикоснуться, погладить любимую вещь», «контакт – это вполне осознанное действие, поддающееся контролю», «при необходимости можно настроиться на определенный результат», «человек ассоциирует себя с какой-то вещью»). Встречается и мнение «Нет»: «состояние вызвать нельзя, необходим непосредственный контакт», «это бессознательно», «я не могу вызвать состояние контакта, оно приходит от настроения, иногда мне хочется тискать этого медведя, а иногда я к нему равнодушна». Иные мнения, не содержащие ни категоричного отрицания, ни однозначного согласия: «его нельзя избежать», «если можно вызвать, то с помощью визуализации», «можно использовать медитативные техники», «можно использовать гипноз», «это зависит от вещи», «контакт вызывается рефлексией».

В размышлениях по поводу вопроса «Что способствует контакту – одиночество или жизнь, наполненная событиями?» - чаще встречается ответ «и то, и другое», но в большей степени акцентировано «одиночество».

Почти все согласились с тем, что «вещевой контакт» возможен в процессе любой деятельности  в повседневной жизни людей,  контакт доступен практически всем, но отмечается его положительная связь с творческими способностями человека («чем сильнее развиты способности к творчеству и эмпатия, тем легче входить в состояние контакта», «у гениального человека контакт более глубокий»), уточнения связаны с большей зависимостью от потребностей, чем от способностей как таковых, в том числе и творческих. Встречаются противоречивые мнения, например: «способность к контакту с творческими способностями не связана, но все равно - это доступно не каждому», «связано со способностью улавливать специфическую связь с вещами», «внушаемому, сентиментальному человеку состояние контакта гораздо ближе».

Вопрос «врожденны или развиваемы способности к контакту» споров почти не вызвал, большинство считают, что способности к контакту с вещами врожденны, но встречаются и альтернативные мнения («скорее всего они развиваемы», «развить можно все, но нужно ли?», «безусловно, можно развивать, общаясь, получая знания, через самопознание»).

Вопрос «Что вы делаете после переживания контакта?» побудил к следующим откровениям: «наслаждаюсь, вспоминая его», «засыпаю», «ничего не делаю», «отдыхаю».

Некоторые вопросы   вызвали недоумение или «не ответ» на них (непонятными, например, казались вопросы: «Доверяете ли Вы своему контакту?», «Он вас не подводит?», «Как используете опыт?» и т.д); можно выбрать близкие к теме ответы: «я доверяю своей интуиции», «учусь не зависеть от вещей», «учусь искать свою вещь».  Контакт, по мнению респондентов, приносит в основном пользу, о вреде не сообщил никто («контакт помогает развить чувствительность», «гнев выплескиваю на него, так сказать, ругаюсь, потом обнимаю, будто мирюсь» – про игрушку, «анализирую поведение, делаю выводы», «из контакта можно черпать прилив жизненной энергии и идей»).

Типичным мнением можно считать желание снова вступать в контакт, но «не слишком часто», «это и так происходит каждый день».

 На идею описать ситуацию контакта откликнулись не все, но многие («когда болею и не могу уснуть», «поход в магазин за одеждой», «выбор платья», «когда мне подарили этого медведя, я была безумно рада, он стал моим самым любимым другом, но вскоре он стал меня раздражать - дело в том, что медведя подарил мне бывший мой молодой человек, мы расстались и я не могла его видеть…, а потом я думала, что в нашем разрыве был виноват именно этот медведь…», «я чаще всего пишу стихи  на своем плюшевом медведе, кладу бумагу на него и пишу», «люблю мечтать с игрушкой в обнимку», «не могла заснуть, рассказывала своей игрушке то, что не могла рассказать подруге», «были моменты, когда я доверяла талисманам, верила в них» и пр.)

Несмотря на то, что речь шла о контакте с вещами, многие смещали акцент на человеческие факторы (например, «контакт – это состояние взаимодействия с чем-либо или кем-либо», «человек контактирует сам с собой, со своими мыслями, переживаниями», «контакт – соприкосновение двух объектов с целью достижения хотя бы одним из них состояния комфорта»). При анализе результатов исследований субъект-субъектных контактов как состояний сознания в момент общения человека с человеком  - «сдвигов» к вещам  замечено, практически, не было. В этом смысле, субъект-объектный контакт («вещевой контакт») имеет больше общего  с состоянием «созерцания», которое в аналогичных опросах, предпринятых нами ранее, описывалось чаще через направленность на какие-то объекты (вещи, предметы, явления), чем на людей, но при этом термин «контакт» практически не использовался. В описаниях субъект-субъектных отношений контакта (человека с человеком) чаще обращено внимание на эмоции, а в описаниях субъект-объектных отношений контакта (человека с вещами) – на ощущения, причем среди осознанных ощущений  значимо присутствуют осязательные впечатления («гладкий, мягкий, хочется дотронуться» и пр.).

В целом предпринятый опыт анализа представлений молодых людей (студенты, девушки) позволяет, хотя бы и в весьма предварительном плане, амплифицировать понятие контакта в психологическом контексте в следующих измерениях:  объектная и/или субъектная направленность (представления, трактовки, понимание) с фиксацией на внутреннем или внешнем планах; предметная (содержательная) направленность с ее доминирующими составляющими (когнитивная, аффективная, конатативная); процессуальная направленность с последовательными или спорадическими фиксациями «вхождения», становления, предшествования, постсостояния и др.; артефактуальная (использование различных средств) направленность (прямой-опосредствованный контакт, вербальный-невербальный и др.); оценочная направленность (позитивная установка, негативная, амбивалентная, нейтральная); предопределенная направленность (контакт воздействия, сопереживания, созерцания и др).

  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Акопов Г.В. Сознание человека в глобализующемся мире // Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы Второй всероссийской научной конференции. Самара: ПГСГА, 2011. С.7-11.
  2. Акопов Г.В. Сознание как коммуникация // Акопов Г.В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований.  М.: ИПРАН, 2010.  С. 164 – 170.
  3. Акопов Г.В. Блок контакта: саногенное общение // Сознание в актуальных измерениях: академический проект / Отв. ред. Акопов Г.В., Семенова Т.В. Самара: ПГСГА, 2010. С.61-66.
  4. Погодин И.А. Гештальт-подход: феноменологическая психотерапия контактом. Журнал практического психолога. Специальный выпуск.  2009.  № 5.
  5. Семенова Т.В. Академическое, психотерапевтическое и обыденное понимание «контакта» как уровня общения // Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы Второй всероссийской научной конференции. Самара: ПГСГА, 2011. С.330-332.
  6. Семенова Т.В. Социально-психологическая феноменология состояний «контакта» в общении студентов-психологов // Известия Самарского научного центра РАН, том 14, № 2, 2012.  С.155-159.