Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Посещения и просмотры:

Яндекс.Метрика

Всего просмотров:

2987

(с 01.04.17 по 28.11.17)

За последнюю неделю: 114

 

Акопов Г.В. Сознание и время: апология ментальности и поэтического сознания. Самара, Век#21, 2013.Акопов Г.В. Сознание и время: апология ментальности и поэтического сознания. Самара, Век#21, 2013.

 

Акопов Г.В. Сознание и время: апология ментальности и поэтического сознания. Издание 2-е исправленное и дополненное.  Самара:Век#21, 2013. 175 с.

    

Акопов Г.В. Сознание и время: апология ментальности и поэтического сознания.      Самара: Век#21, 2010. 162 с.

 

Г.В.Акопов

  

Сознание и Время

 

Апология

ментальности

и поэтического сознания

(Издание 2-е исправленное и дополненное)

 

  

Самара

2013

 

УДК 159.9

ББК 88

А 40

 

Акопов Г.В.

Сознание и время: апология ментальности и поэтического сознания (Издание 2-е исправленное и дополненное).  –  Самара: Издательство ВЕК#21, 2013. – 175 с.

 

 

В книге очерков представлен опыт систематизации различных представлений о России,  личности, свободе, культуре, поэзии в контексте исторической психологии российского сознания. Рассматриваются основные типы осознания актуальной и исторической реальности (формально-логический, диалектический и субъективный). Раскрываются структурно-уровневые пласты темпорально связанного – разделённого поэтического сознания. Обсуждается тема «новой» глобализации и трансформации сознания человека в современном обществе.

 

 

© Г.В.Акопов, 2013

© Издательство ВЕК#21

 

Содержание

 

Предисловие…………………………………………………….

 

4

I.  Российская ментальность:

историко-психологические очерки……………………….

 

 

6

Красота, здоровье, лень, ожидание… Временная

специфика характерологических впечатлений

иностранцев о России………………………………….

 

6

Историко-психологическое время……………………….

13

Сознание и воля в «исканиях счастья»…………………..

21

Народная культура в контексте

психологии и психотерапии…………………………

 

52

Духовность и культура……………………………………

 

61

II. Поэтическое сознание……………………………………..

 

64

А.С. Пушкин: три измерения гения……………………...

64

Неизмеримость гения: пространство, время

и духовный мир в поэзии М.Ю. Лермонтова…………

 

83

Поэтический камертон времени:

пространство, время и ментальный мир

в поэзии Дж.Г. Байрона……...........................................

 

 

 

101

IIIГлобализация как фактор трансформации

сознания человека в современном обществе………….

 

 

109

Литература……………………………………………………...

 

116

Приложения. Избранная лирика…………………………….

 

123

А. С. Пушкин………………………………………………

123

М. Ю. Лермонтов………………………………………….

141

Дж. Г. Байрон……………………………………………...

158

 


Предисловие

Неизменно воспроизводимая традиция и специфика взаимоотношений «Восток-Запад, Запад-Восток» на протяжении длительной истории, с учетом срединного положения России, периодически создает весьма значительные сложности, с одной стороны, во взаимоотношениях России с различными культурами внешнего окружения, с другой – сложности организации внутренней жизни России, в обеспечении ее целостности, единства этно- и социокультурной жизни в нашем государстве.

Целые века политических, конфессиональных, художественно-публицистических, научных дискуссий о собственном пути России не мог­ли исчерпать общественного интереса к решению данной проблемы. На каждом кризисном этапе российской истории содержание «русской идеи» претерпевало и претерпевает общественную и научную ревизию. Процессы новейшей истории и фундаментального реформирования России обострили общественную значимость социальной полемики, возобновили необходимость ее прояснения на фоне усложняющихся связей России со «старыми» и новыми зарубежными странами, на фоне стремления прямых заимствований достижений Западной культуры не всегда с учетом их исторического опыта и ностальгического поиска позитивных тенденций развития российского общества в прошлом.

Насыщенность и динамика современной жизни требуют новых форм понимания человеком своего бытия, формирования релевантной систе­мы смыслов. Наличие адекватной ориентировочной основы в общественной жизни и соответствующая активность населения создают необходимые условия для социальной стабильности. Если некоторое время назад в условиях тоталитарной модели общества эти ориентации носили тотальный, всеобщий характер, то к настоящему времени неизбежной является их значительная, социально-групповая и субъективно-личностная дифференцированность. Эта дифференцированность была обозначена в различных дискурсах – научном и поэтическом, на разных этапах истории России. В главах настоящей книги представлен опыт систематизации различных представлений о России посредством контаминации образов, формируемых внутри и вне России.

Тезис «Время – действующее лицо», можно интерпретировать в двух планах: синхроническом, т.е. связанном с изменившимися обстоятельствами, актуальными требованиями новой действительности, другими императивами современной жизни; и ретроспективном, связанном с усмотрением в прошлом не «обнажавшихся» ранее, иных интенциональных и событийных пластов тогдашней реальности, прорастающих и вызревающих в новом времени и открывающих сознанию новые смыслы прошлой жизни, имплицитно связанные или резонансные с новым сознанием.

В этом процессе, который можно назвать историческим созерцанием, улавливаются доминирующие типы рациональности (логики, аргументации), их переходы и трансформации – от формально-логической к диалектической, либо к субъективной логике и наоборот. Философский и лингвистический аспекты проблемы обстоятельно проработаны в фундаментальной работе Г.Брутяна по теории аргументации. Если первые два типа рациональности отчетливо проявлены и отчасти артикулированы в естественно-научной (формальная логика) и философской (диалектическая логика) парадигмах, то субъективная логика несомненно является прибежищем, так называемой, народной психологии и социологии (обыденное сознание, социальные представления и др.), а также многочисленных явлений искусства. В этом контексте можно объяснить заявленную тему «Сознание и Время» и подбор материалов, наиболее ярко представляющих взаимопереходы субъективного, формального и диалектического в содержании менталитетных описаний и поэтического сознания.

Скачать книгу полностью