Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Посещения и просмотры:

Яндекс.Метрика

Всего просмотров:

2987

(с 01.04.17 по 28.11.17)

За последнюю неделю: 114

 

 

 

Российское психологическое общество

Институт психологии РАН

Психологический институт РАО

Лаборатория общения и психосемантики МГУ им. М.В.Ломоносова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Российский фонд фундаментальных исследований 

 

Психология сознания:
современное состояние
и перспективы

 

Материалы
II всероссийской научной конференции

29 сентября – 1 октября 2011 г., Самара

 

 



Самара 2011

 

УДК 159.9

ББК 88

П 86

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

 

 

 

Ответственный редактор

доктор психологических наук, профессор Г.В. Акопов

Заместитель ответственного редактора

кандидат психологических наук, доцент Е.В. Бакшутова

 

 

 

П 86

сихология сознания: современное состояние
и перспективы
: материалы II всероссийской научной конференции. 29 сентября – 1 октября 2011 г., Самара. – Самара : ПГСГА, 2011. – 480 с.

ISBN 978-5-8428-0889-2

 

 

Представленные в сборнике материалы отражают современные и перспективные направления научно-психологического изучения сознания. Основные направления научного поиска: теоретико-методологические проблемы сознания, сознание как многомерная и междисциплинарная проблема, сознание, самосознание, деятельность и созерцание, сознание, общение и понимание, экспериментальная психология сознания, актуальные эмпирические исследования сознания – отражены в разделах книги, соответствующих секциям, по которым проходила работа конференции.

 

 

ISBN 978-5-8428-0889-2

 

В авторской редакции

 

Издано при поддержке Российского фонда
фундаментальных исследований (РФФИ), грант № 11-06-06064-г.

 

УДК 159.9

ББК 88

 

Сознание
как многомерная и междисциплинарная проблема

Агафонов А.Ю. (Самара). Проблема осознания ………………………………………………...

141

Алишев Б.С. (Казань). Сознание как механизм подавления инстинктивных реакций ………..

148

Антоненко И.В. (Москва). Доверяющее сознание ………………………………………………

150

Бакшутова Е.В. (Самара). Этимология и динамика концепта «интеллигенция»:
сознание или группа? ………………………………………………………………………


153

Белкин А.И. (Самара). Культурная детерминация сознания
с позиций когнитивной психологии ………………………………………………………


158

Беломестнова Н.В. (Санкт-Петербург). Децентрация как механизм
формирования рефлексии …………………………………………………………………


160

Буняева М.В. (Ростов-на-Дону). Научная психология в мышлении А.П. Чехова …………….

163

Быкова Н.Л. (Самара). Индивидуализация сознания молодежи провинциального города ….

165

Гагарин А.В. (Москва). Экологическое сознание личности
как идеальный и реальный (актуальный) психологический феномен,
особенности его развития в процессе непрерывного образования человека …………..



169

Дроздов А.Ю. (Чернигов). Феноменология геополитического сознания …………...................

171

Иноземцев В.А. (Москва). Репрезентация знания в когнитивных науках ……………………..

174

Мельник О.А. (Киев). Философско-психологическая многогранность сознания ……………..

177

Мингазова Т.В. (Самара). Феномен провинциальности в отсутствии провинции
как «место развития» социального сознания …………………………………………….


180

Михеева М.А. (Казань). О некоторых аспектах проблемы ментальных репрезентаций ……..

185

Мухина С.А. (Самара). К проблеме осознания страха ………………………………………….

187

Назаретян А.П. (Москва). Сознание и социальное насилие:
к верификации модели техно-гуманитарного баланса …………………………………..


190

Налчаджян К.А. (Ереван). О некоторых закономерностях формирования
этнического самосознания …………………………………………………………………


193

Некрасова Е.В. (Новосибирск). Рассказ человека о себе
как предмет психологического исследования ……………………………………………


196

Низовских Н.А. (Киров). Индивидуальное сознание и саморазвитие личности ………………

199

Никольская А.В. (Москва). Эволюционные уровни сознания ………………………………….

201

Пищик В.И. (Ростов-на-Дону). Сопоставление типов ментальности
советских, переходных и постсоветских поколений ……………………………………..


204

Рулина Т.К. (Самара). Историческая стигма социального сознания ………………………….

208

Салихова Н.Р. (Казань). О масштабе смыслового контекста рефлексивного выхода ……….

213

Сергеев С.Ф. (Санкт-Петербург). Аутопоэтические корни сознания ………………………..

215

Серова О.Е. (Москва). И.В. Киреевский о становлении нравственного сознания ……………

218

Сухов Н.И. (Ростов-на-Дону). Сознание в русском персонализме:
неолейбницеанство Н.О. Лосского, Е.А. Боброва ……………………………………….


221

Торопова А.В. (Москва). Музыкальное сознание
как объективный и субъективный психический феномен ……………………………….


222

Хулапова А.А. (Ростов-на-Дону). Проблема сознания в творческом наследии
Е.А. Боброва ………………………………………………………………………………...


226

Чернышов В.С. (Самара). Опыт классификации подходов
к научному исследованию проблемы сознания ………………………………………….


228

Чечулин В.Л. (Пермь). Структура сознания и отклоняющееся поведение ……………….........

231

Шарапов В.В. (Самара). Структура и своеобразие этнического самосознания
населения Среднего Поволжья ………………………………………………………..…..


234

(Шестун) Архимандрит Георгий, Подоровская И.А. (Самара). Тема сознания
в проекте учебника по психологии для православных духовных учебных заведений


238

Шкунов В.Н. (Инза). Проблемы психологии сознания в современной индийской науке ……

244

Шкурко Ю.С. (Нижний Новгород). Сознание как когнитивный и социальный выбор:
связь индивидуального сознания с состояниями социальной системы ………………...


247

 

 

 

Сознание, самосознание,
деятельность и созерцание

Агапов Д.А., Акопов Г.В. (Самара). Созерцание как дополнительная к деятельности
категория психологии и предмет психологических исследований ………………..……


250

Гарбер И.Е. (Саратов). Созерцание и сознание: сравнительный когнитивный анализ …......

256

Камалова О.Н. (Ростов-на-Дону). Интуиция в контексте русской философии
(на примере концепции С.Л. Франка) …………………………………………………….


258

Карицкий И.Н. (Москва). Созерцание как форма сознания …………………………………….

260

Клементьева М.В. (Тула). Рефлексия жизненного пути
в условиях автобиографической наррации ……………………………………………….

265

Красильников И.А. (Саратов). Онтология самосознания субъекта
в контексте экзистенциальных внутриличностных конфликтов ………………………..


268

Лисова О.Е. (Самара). Изменение самосознания сотрудников в период реформирования
системы МВД ……………………………………………………………………………….


270

Мухрыгина О.И. (Самара). Ценностные характеристики саморегуляции
состояния утомления студентов вузов ……………………………………………………


273

Нагорнова Н.А. (Самара). Осознание своих ресурсов как побуждение к действию …………

276

Подоровская И.А., (Шестун) Архимандрит Георгий (Самара). Святоотеческое понимание созерцания ……………………………………………………..............................................


277

Попов Л.М. (Казань). Самосозерцание и самопреобразование сознания личности
методом «Интервью с самим собой» ……………………………………………………...


286

Прохоров А.О. (Казань). Образ психического состояния:
теоретическая модель и эмпирические результаты ……………………………………...


289

Сапогова Е.Е. (Тула). Автобиографирование как способ самосоознания ……………………..

292

Смоляр А.И. (Самара). Понимание в диагностике
профессионального самосознания учителя ……………………………………………….


295

Шабанова Т.Л. (Нижний Новгород). Семантическое пространство
и проблемы эмоциональной устойчивости личности ……………………………………


299

Шкопоров Н.Б., Деревянко Р.И. (Тольятти). Психологическая структура созерцания ……..

302

Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. (Самара). Соотношение саморегуляции
и самоорганизации в осознанном поведении личности …………………………………


303

 

 

Сознание, общение и понимание

Жарких Н.Г. (Орел). Общение и сознание человека ……………………………………………

309

Жданова Л.Г. (Самара). Роль эмпатии в развитии сознания ………………………………….

311

Казаринова Н.В., Погольша В.М. (Санкт-Петербург). Общение
по мобильному телефону в социально-психологическом контексте …………………...


314

Карпова Н.Л. (Москва). Самосознание в процессе терапевтического общения ………………

317

Мацута В.В. (Томск). Аутокоммуникация человека: функциональный аспект ………………

319

Попова Е.А. (Самара). Особенности восприятия и понимания HandTest'a слышащими
и неслышащими людьми …………………………………………………………………..


322

Рягузова Е.В. (Саратов). Понимание себя и Другого: опыт эмпирического исследования …

324

Селезнева М.В. (Рязань). Профессиональное самосознание и педагогическое общение
преподавателей военного вуза …………………………………………………………….


327

Семенова Т.В. (Самара). Академическое, психотерапевтическое и обыденное понимание
«контакта» как уровня общения …………………………………………………………..


330

Сорокоумова Е.А. (Москва), Кучерявенко В.И (Тирасполь). Сознание, понимание и смысл:
психологические аспекты …………………………………………………………………


332

Уланович О.И. (Минск). Онтогенез речи как процесс концептуализации
речевого сознания ………………………………………………………………………….


334

Шкуратова И.П., Крикало Е.Л. (Ростов-на-Дону). Понимание девушками мотивов
своей лжи в межличностном общении ……………………………………………………


337

Экспериментальная психология сознания

Алексеева Е.М. (Казань). Оценочный уровень ментальной репрезентации
психических состояний ………………………………………………………………….…


340

Вовченко Я.С. (Самара). Влияние обратной связи на работу сознания в ситуации выбора …

343

Воробьева Е.В., Столетний А.С. (Ростов-на-Дону).
Психофизиологические особенности распознания слов-омонимов ……………….……


345

Ворожейкин И.В., Гришакова Е.М. (Самара). Участие неосознаваемых процессов
в решении сенсорных задач с многовариантным выбором ……………………………...


347

Гершкович В.А., Жукова А.Д. (Санкт-Петербург). Заучивание
двойственной информации: роль фактора осознания ……………………………………


349

Гришакова Е.М. (Самара). Осознание как преодоление энтропии понимания ………………

352

Дубовицкая Е.Е. (Самара). Эмоциональное реагирование как основа
функционирования сознания ……………………………………………………………...


355

Иванов А.А. (Самара). Исследование имплицитных и эксплицитных стратегий
решения сенсомоторных задач ……………………………………………………………


358

Ильина В.В. (Самара). К вопросу о роли сознания
в процессе моторного научения …………………………………………………………...


360

Капцов А.В., Смирнова М.В. (Самара). Использование проективной техники для оценки
осознанности терминальных ценностей ……………………………………………….…


363

Карпинская В.Ю., Ляховецкий В.А. (Санкт-Петербург). Сознательный контроль
при оценке размеров иллюзорных объектов ……………………………………………...


365

Кисельникова Н.В., Кисельников А.А., Данина М.М. (Москва). Новые методы
исследования категориальной структуры сознания: задачи и принципы разработки …


368

Косова А.Н. (Самара). Микромоторная реакция руки как индикатор осознания
эмоционально значимых подпороговых слов …………………………………………….


370

Куделькина Н.С. (Самара). Возможны ли ошибки на неосознаваемом уровне? ……………...

374

Мамина Т.М. (Санкт-Петербург). Влияние неосознаваемой омонимии
на воспроизведение и узнавание слов …………………………………………………….


378

Митина О.В., Горбунова А.И. (Москва). Использование психосемантического метода
множественной идентификации для валидизации психодиагностических методик
(на примере методики макиавеллизма) …………………………………………………...



381

Нуркова В.В. (Москва). Методологические и методические перспективы
изучения мнемической иллюзии «мгновенного жизненного обзора» ………………….


384

Нуркова В.В., Василевская К.Н., Вартанов А.В., Никитин К.С. (Москва).
Электрическая активность мозга при переживании компонентов иллюзии
«мгновенного жизненного обзора» …………………………………………….………….



386

Сериков А.Е. (Самара). Экспериментальная психология сознания
в контексте философских споров ………………………………………………………….


389

Четвериков А.А. (Санкт-Петербург). Взаимосвязь аффективной оценки и вероятности
опознания стимула …………………………………………………………………………


391

Яньшин П.В. (Самара). Микрокинетический феномен в связи с эффектом
избирательного снижения порога опознания маскированных слов …………………….


394

 

 

 

Актуальные эмпирические исследования сознания

Андронов В.П. (Саранск). Влияние типа мышления на психологические характеристики
компонентов профессионального мышления …………………………………………….


398

Варфоломеева Т.П. (Самара). Проблема формирования профессионального сознания ..……

401

 

Виничук Н.В. (Владивосток). Психосемантический анализ представлений о счастье
людей с разным семейным положением ………………………………………………….


404

Голубева Е.В. (Таганрог). Типология экономического сознания учащейся молодежи ………

408

Давлетбаева З.К. (Сибай). Самосознание в контексте асоциального
и просоциального поведения учащихся общеобразовательных учреждений…………..


411

Дроздова М.А. (Чернигов). Образы авторитетных фигур в сознании детей и молодежи……..

413

Егорова Т.Е. (Нижний Новгород). Психологическая культура
в контексте экологии сознания человека …………………………………………………


414

Китова Д.А. (Черкесск). Экономическое правосознание молодежи:
эмпирический анализ ……………………………………………………………………….


417

Колесникова Е.И. (Самара). Исследование препятствий формированию
группового сознания субъекта учебной деятельности в вузе ……………………………


419

Костарева Е.Н. (Екатеринбург). Особенности пространственно-временной структуры
самосознания женщин, имеющих и не имеющих детей …………………………………


422

Красненкова Н.С. (Самара). Особенности профессионального сознания
работников банковской сферы …………………………………………………………….


424

Кузьмина Е.И., Холмогоров В.А. (Москва). Осознание референтности группы
и эффективность деятельности подразделений спецназначения ………………………..


428

Купченко В.Е. (Омск). Самоэффективность как когнитивная установка сознания
в жизненной стратегии личности средней взрослости …………………………………..


430

Лозовая О.Н. (Киев). Психосемантические аспекты константности
этнического сознания некоренного народа ……………………………………………….


432

Меркулова О.П., Мельникова Л.С. (Волгоград). Понимание студентами
образовательных потребностей: исследование и консультативная поддержка ………..


436

Минияров В.М. (Самара). Факторы, определяющие проявления
правового сознания учащихся ……………………………………………………………..


438

Никитина Т.А. (Самара). Стереотипность/осознанность управленческой деятельности ……

441

Осокина А.В. (Самара). Особенности устойчивости ценностей в сознании сотрудников
предприятий в кризисных условиях ………………………………………………………


443

Панюкова Ю.Г. (Москва). Эмпирические исследования восприятия
предметно-пространственной среды в зарубежной психологии ………………………..


446

Разина Т.В. (Сыктывкар). Рефлексия типичных мотивов и форм научной деятельности …..

448

Реан А.А. (Москва). Молодежная субкультура – зона потенциальных рисков
ксенофобии и экстремизма ………………………………………………………………...


451

Седов В.П. (Магнитогорск). Некоторые результаты исследования динамики
объективных состояний личностной проблемы в сознании юношества ……………….


455

Ситников В.Л., Карагачева М.В. (Санкт-Петербург). Половой дипсихизм
Я-, Ты-образов в сознании детей …………………………………………………………..


458

Скрипкина Т.П. (Москва). Установки толерантного сознания российской молодежи ……….

460

Сорокоумова Е.А (Москва), Лобанова А.В. (Тула). Понимание как основа подготовки
специалистов по профилактике аддиктивного поведения ………………………………


463

Флоровский С.Ю. (Краснодар). Репрезентация в сознании руководителей отношений
с партнерами по совместной управленческой деятельности …………………………….


466

Цыбуля В.И. (Москва). Символические средства развития сознания
в психотерапевтической практике: культурно-исторический подход ………………….


469

Сведения об авторах ………………………………………………………………………………

472